Картотека тем «Обучение детей речевому этикету» Тема «3накомство» |
Коммуникация | |||
Автор: Воеводина Ольга Серафимовна | |||
09.09.2019 08:41 | |||
Картотека тем «Обучение детей речевому этикету» Тема «3накомство» Автор: Воеводина Ольга Серафимовна Россия, город Ханты-Мансийск Цель: учить детей правилам речевого поведения во время знакомства; этикетным выражениям; принятым в этой ситуации; сопутствующим этикетным выражениям и знакам (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Важно обратить внимание детей на то, что взрослые и дети по разному ведут себя во время знакомства. Взрослые называют свою фамилию. Имя и отчество, а дети — фамилию и полное имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и дружелюбны. Поэтому услышав фамилию и имя нового знакомого, говорят: очень приятно, очень рад (-а). Взрослые пожимают друг другу руки, а дети чуть — чуть наклоняют голову и сразу понимают. Это этикетные движения и этикетные жесты.
Для уяснения этих правил можно предложить:
Цель: игра воспитывает у детей доброжелательность к родным и близким, вырабатывает способность культурного общения со сверстниками. 3. Игровые ситуации: «Мальчик знакомит родителей со своим другом», «Сестра знакомит брата со своей подругой», «Брат знакомит сестру со своим другом». Тема «Поведение за столом» Цель: на материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглашения, благодарности, извинения сформировать представление об этикете. В жизни принято гостей угощать чаем, это является особенностью гостеприимства и необходимо создать условия, чтобы гость чувствовал себя легко, непринужденно. В гостях принято, прежде всего, хвалить угощение, а также хозяйку дома. Проводя занятия, игры необходимо, чтобы дети запомнили выражения благодарности за угощение. Постараться ввести в привычку выражение благодарности за угощение (за завтраком, обедом, ужином). Объяснить детям, что такое этикет — это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Объяснить, что этикетные правила должны стать нормой поведения и войти в привычку. В этом случае говорят о хороших манерах, когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры. Для объяснения темы можно использовать следующее:
беседы полезно вспомнить некоторые элементарные правила сервировки стола. Затем предложить детям различные ситуации, которые могут произойти с ними за столом: тебе вылили случайно на колени суп; ты опрокинул стакан с чаем у соседа; тебе необходимо что-либо взять с другого конца стола. Педагог предлагает детям обсудить эти ситуации и некоторые проиграть из них. 3. Игра-драматизация «Угощение» [1]. Цель: игра формирует навыки правильного поведения за столом и общения с присутствующими здесь же гостями, учит детей быть гостеприимными. Тема «У тебя в гостях подруга (друг)» Цель: научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия; познакомить детей с правилами речевого поведения в минуты прощания. В гости приходят не только взрослые, но и дети. К маленькому гостю нужно быть внимательным: предложить общую игру, занять разговором. Если хозяин или гость поет, играет, читает стихи, его нужно внимательно слушать, не перебивая. Можно похвалить выступление. В гостях проводят время. Задача хозяина в том, чтобы время не пропало впустую. Особое внимание необходимо обращать на тон приветствия и приглашения. Когда приходит гость, нужно улыбаться и пригласить его пройти в дом. Слова прощания мы произносим ежедневно. Но прощание с гостем всегда сопровождается добрыми пожеланиями, благодарностью, обменом любезностями. Игровые ситуации:
З. Беседа «Как вести себя во время разговора» [1]. Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора. Правила поведения во время разговора: говори вежливым тоном; используй «волшебные слова»; смотри в лицо собеседника; не держи руки в карманах... 4. Игра — упражнение «Передай другому» [1]. Цель: игра закрепляет навыки вежливого общения с окружающими. 5. Дидактическая игра «Умей извиняться» Цель: научить детей уместно употреблять различные формы извинений. Тема «Вежливая просьба» Цель: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему, а также ровеснику в разных ситуациях дома, на улице, в общественных местах; объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу. Это самая трудная ситуация — попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Необходимо повторить с детьми выражения просьбы, следить, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но не грубый, не приказной). Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет получить ему желаемое. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко. Во время разговора в середе дошкольников можно услышать грубые выражения: «Отвали»; «Ну дай мне». Эти выражения портят речь, ожесточает детей. Важно чтобы дети это поняли, оценили и выбрали вежливые просьбы добровольно. Наряду с просьбой, необходимо научить еще ребенка уметь уступать. Это один из важных в игре моментов. Реализуя эту тему можно использовать:
Тема «Поведение в общественном транспорте». Цель: показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда. Все мы пользуемся общественным транспортом, особенно в часы пик. Многие из нас обращали внимание на то, как нервничают пассажиры, когда замечают невоспитанность детей. Поэтому необходимо особенно твердо объяснить как необходимо вести себя: на сиденье сидят, а не стоят, за поручни держаться рукой, за проезд необходимо заплатить. Младший уступает место старшему, мужчина уступает место женщине. Необходимо также уступить место больному человеку, инвалиду. Ответом на услугу всегда служит благодарность. Ребенку необходимо объяснить, что в присутствии посторонних желательно говорить тихо, так, чтобы стоящие рядом люди не слышали, о чем ты говоришь. Не следует делать себя предметом всеобщего внимания. Игровые ситуации: Как выйти из автобуса, как войти в автобус; как протянуть руку, помогая бабушке выйти из автобуса; как обратиться к пассажиру с просьбой, вежливая покупка билета. Тема «Вежливый разговор по телефону» Цель: ознакомить детей правилам общения по телефону; обучить вежливо вести телефонный разговор. Наш век — век телефонного общения. Независимо от того, есть ли у всех детей дома телефон. Надо научить их говорить по телефону. Необходимо объяснить, как набирать номер телефона, с помощью какого выражения устанавливать, кто ответил на телефонный звонок, как следует представиться, когда звонишь по телефону. По телефону следует говорить правильно, ровным, спокойным голосом. Сложным видом разговора по телефону является официальный разговор. Попробуйте научить детей не бояться звонить на работу родителям, в библиотеку, в школу, в больницу. Для этого нужно, чтобы ребенок запомнил правила начала и конца телефонного разговора и знал твердо, о чем он будет говорить. Разговор между друзьями должен быть непринужденным, но такие словечки, как «ну», «ага», «ЧО», портят речь, делают ее уродливой, затрудняют понимание. Игровые ситуации:
Тема «В детской библиотеке» Цель: ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в разговоре в библиотекарем во время оформления читательского абонемента и выбора книг для чтения. В настоящее время покупка книги — это дорогое у довольствие, не все это могут себе позволить. Поэтому необходимо детей познакомить с библиотекой. Играя в библиотеку, необходимо постараться расширить знания детей об интересных книгах и их авторах. Игровые ситуации: 1. Предложить текст для чтения и развить его, например: Петя пришел из детского сада взволнованный. - Папа, сегодня нам читали сказку «Огниво», но воспитательница не успела закончить чтение, я так и не узнал, что приключилось с веселым солдатом. Что произошло потом? Что можно предложить Пете? Где можно найти сказку? Обязательно объяснить правила поведения в библиотеке (вести скромно и серьезно, соблюдать этикет, не забывать вежливое обращение). 2. Предложить поиграть в библиотеку. Распределить роли. Подходить по очереди. Обсудить как вы запишитесь в библиотеку? Попросить выдать вам интересную книгу, используя вежливый тон и слова. Список литературы:
|