Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста |
Коммуникация | |||
Автор: Осьминушкина Зоя Ивановна | |||
11.03.2019 21:03 | |||
Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста Педагог-психолог: Осьминушкина Зоя Ивановна Общение является необходимым условием развития и основным способом жизни человека. Субъективная оценка людьми своих взаимоотношений и многочисленные объективные исследования свидетельствуют о том, что «потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей» (Е. О. Смирнова, 2003). Общение со сверстниками начинает интенсивно развиваться в дошкольном детстве, поэтому дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) стараются создать благоприятные условия для комплексного социально-коммуникативного развития детей. Одним из эффективных способов развития общения ребенка со сверстниками и обеспечения положительного эмоционального состояния детей являются музыкальные групповые игры.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования данное направление развития должно реализовываться в различных видах деятельности и во взаимодействии всего педагогического коллектива. В связи с тем, что они не требуют длительной подготовки и специального обучения педагогов, их можно активно применять в педагогической практике не только музыкальным руководителям, но и воспитателям, педагогам-психологам. К преимуществам использования подобных игр можно отнести и то, что они позволяют: 1)привлечь к взаимодействию всех детей в группе с большой наполняемостью; 2)создать положительный эмоциональный настрой в процессе установления и поддержания межличностных контактов детей; 3)организовать опыт общения детей с различным социометрическим статусом. Музыкальные групповые игры позволяют решать целый комплекс коррекционно-развивающих задач. Развитие общения, произвольности движений, умения согласовывать свои движения с партнерами, ориентироваться на пространственные условия движений – малая часть развивающих возможностей групповых музыкальных игр. Игры, которые строятся на отношениях игрового партнерства и на согласованном участии каждого ребенка в деятельности, создают условия для коррекции конфликтных отношений ребенка к сверстникам (повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников). Они позволяют сместить акценты с собственной личности на личность другого ребенка, снизить напряженность в межличностных контактах. Велика роль групповых музыкальных игр при организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Общность движений и игровых интересов без предметов и элементов соревновательности позволяет адаптировать детей с ОВЗ в группе сверстников в равных условиях общения с достаточно большим количеством партнеров. Среди огромного количества музыкальных групповых игр особый интерес для педагогов-психологов и воспитателей, на наш взгляд, представляют следующие игры: «Мы пойдем направо», «Шел козел дорогую», «Хлоп тебе», «Золотые ворота» «Ищи», «Если нравится тебе, то делай так!», «Как живешь?», «В этом зале все друзья», «Лавата», «Зашагали ножки», «Вы, ребята, не зевайте...», «Ку-ку» и т.д. Литература
|