СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ |
Коммуникация | |||
Автор: Щадилова Людмила Талгатовна | |||
29.01.2019 21:54 | |||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Автор: Щадилова Людмила Талгатовна Научный руководитель: Ломаева Марина Валентиновна, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия Аннотация: в статье раскрывается понятие «социально-коммуникативное развитие дошкольников», анализируется содержание социально-коммуникативного развития как одной из образовательных областей дошкольного образования в различных образовательных программах. Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная область, образовательные программы дошкольного образования. Shcadilova Lyudmila Talgatovna Scientific adviser: Lomaeva Marina Valentinovna SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN AS EDUCATIONAL AREA Abstract: the article reveals the concept of "social and communicative development of preschool children", analyzes the content of social and communicative development as one of the educational areas of preschool education in various educational programs. Key words: social and communicative development, Federal state educational standard of preschool education, educational area, educational programs of preschool education. Key words: social and communicative development, Federal state standard
Дошкольное детство — большой отрезок в жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Социальный опыт, который ребенок приобретает во время взаимодействия с окружающими его людьми, зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Социально-коммуникативное развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, направлено на:
Социально-коммуникативное развитие, по определению Е.О. Смирновой, это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества. Он осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности — общении, игре, познании, в разных видах деятельности [8, с. 21]. Под социально-коммуникативным развитием ребёнка в период детства Л.Г. Богославец понимает интегративную характеристику личности, отражающую систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве, адекватного восприятия окружающей действительности, построения системы отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации, что обеспечивает успешность социализации ребенка [2, с. 15]. Содержание социально-коммуникативного развития отражено в примерной основной образовательной программе дошкольного образования и авторских примерных основных образовательных программах дошкольного образования: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), «Радуга» (под ред. Е. В. Соловьёвой), «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой) и др. В примерной основной образовательной программе дошкольного образования сформулированы основные задачи в области социальнокоммуникативного развития дошкольников:
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) определены следующие задачив области социальнокоммуникативного развития дошкольников:
В примерной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой) основными образовательными задачами социально-коммуникативного развития дошкольников являются:
Основными целями образовательной работы по социально — коммуникативному развитию дошкольников в рамках примерной основной образовательной программы «Радуга» (под ред. Е. В. Соловьёвой) являются моральное воспитание, социализация и трудовое воспитание [7, с. 46]. Таким образом, в вышеперечисленных программах социально — коммуникативное развитие дошкольников подразумевает их включение в различные виды деятельности, а также в деятельность общения со взрослыми и сверстниками. Также в данную образовательную область входят такие направления воспитания, как нравственное, трудовой, воспитание основ безопасности жизнедеятельности. Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников включает в себя различные виды активной детской деятельности, каждый из которых вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.
Таким образом, под социально-коммуникативным развитием дошкольников в нашем исследовании понимается процесс, характеризующийся достижением дошкольником умения реализовывать различные формы игровой деятельности и общения со сверстником и взрослым, положительной мотивацией к взаимодействию с другими детьми, способностью к решению внешних и внутригрупповых социально-коммуникативных ситуаций. Содержательный анализ современных образовательных программ показал необходимость проектировать образовательную деятельность по социально-коммуникативному развитию детей таким образом, чтобы на этапе завершения дошкольного образования у ребёнка было сформировано мировоззрение, собственная «картина мира», в которой важное место отводится ценностям и моральным нормам поведения; установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства. Кроме того, у ребёнка должны быть сформированы навыки эффективного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, произвольного воспроизведения принятых в обществе образцов поведения; сформировано эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; ценностное отношение к себе, своему здоровью и своей жизни. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
|