«Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье» |
Коммуникация | |||
Автор: Алексеенко Елена Владимировна | |||
01.11.2018 00:05 | |||
«Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье» Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка четвертого года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми. Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает...
Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Коммуникативное развитие обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Ребенок интенсивно овладевает способностью к общению. Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей, детей и родителей. Работа над развитием коммуникативных способностей должна быть регулярной и в тоже время не навязчивой, "тренирующей" необходимость развития способностей.
Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения например поиграть.
Семья является главным помощником в достижении поставленных задач. При составлении стратегии общения стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему. Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость, жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Общение со сверстниками для детей в возрасте 3-4 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании взаимоотношений. Рассмотрим несколько игр, направленных на коммуникативное развитие и формирование навыков общения у детей:
Стульчики ставятся спиной вперёд (это домики, где живут дети). Дети садятся на них. Взрослый выходит на середину и произносит текст: «Смотрит солнышко в окошко, Наши глазки щурятся, Мы захлопаем в ладошки И бегом на улицу» (дети повторяют) После этого совершаются движения на слова «Топ – топ, топ – топ, топ – топ – (все топают ножками, стоя на месте, затем на слова: хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – (все хлопают в ладоши)». «А теперь побегаем» — говорит воспитатель и бежит, дети разбегаются в разные стороны, неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите дождик, идёт! Скорей домой!» все бегут в свои домики. Воспитатель: «послушайте, как стучит дождик по крыше» (постукивает согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображая шум дождя) и произносит слова: «Дождик, дождик, веселей Капай, капай не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи». Заканчивается дождь, игра возобновляется. 8. Игра «Карусели» развивает общение, помогает завоевать доверие и расположение детей. Взрослый собирает детей желающих поиграть в одну цепочку. Цепочка замыкается и образует круг. Дети вместе с воспитателями или самостоятельно держась за обруч движутся по кругу вправо и произносят слова: Еле – еле, еле – еле. Завертелись карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом. Бегом! Тише, тише, не спешите! Карусель остановите Раз — два, раз – два (пауза) Вот и кончилась игра. Карусель сначала медленно движется в правую сторону, а с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель меняет своё направление. Темп движения постепенно замедляется и на слова «раз — два» все останавливаются и кланяются. 9. Игра «Прыг — скок» развивает, помогает завоевать доверие и расположение детей. Взрослый проводит на земле черту, а через 20, 25 шагов, ещё одну параллельную первой. Дети становятся за первой чертой. Взрослый произносит слова: дети повторяют за ним слова и движения: Ножки, ножки бежали по дорожке Бежали лесочком, прыгали по кочкам. Прыг-скок, прыг-скок! Побежали на лужок, Потеряли сапожок. Бегут по направлению ко 2 линии. Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю. С последними словами останавливаются и приседают на корточки, будто ищут сапожок. «Нашли сапожок!» — говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала. Надев «сапожок", ребёнок бежит обратно. 10. Игра «Раздувайся пузырь» развивает общение, помогает завоевать доверие и расположение детей. Вместе с воспитателем дети становятся в круг: и воспитатель говорит: «Какой большой круг у нас получился! Как пузырь!» Затем предлагает детям двигаться вперёд и произносить слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой … Оставайся такой, Да не лопайся!» Так образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до соединенных рук и говорит: «Лопнул, пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слова: «Бах!» и сбегаются к центру. После этого можно начать игру сначала. 11. Игра «Настроение» развивает коммуникативные способности, свободу к общению, снимает эмоциональное напряжение Воспитатель предлагает детям определить настроение «героя», который пришел в гости, затем действует по плану, найди и повтори (эмоции на карточках) Работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей младшего возраста способна обогатить, и возможно устранить большую часть проблем в общении. Во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели, родители и семья. Педагогу предстоит донести до семьи, важность и необходимость коммуникативного развития детей младшего возраста. Основная причина детского одиночества в группе сверстников — не сформированные у ребёнка навыки общения. Первые взаимодействия целиком организуются родителями, поэтому воспитатель должен помочь родителям не потерять эту тонкую и в тоже время прочную "нить" взаимоотношений. Список литературы:
|