Из опыта работы «О правилах хорошего тона за столом» |
Коммуникация | |||
Автор: Плотникова Н. И. | |||
30.09.2018 11:02 | |||
Из опыта работы «О правилах хорошего тона за столом» Воспитатель I-й квалификационной категории: Плотникова Н.И. МДОУ Детский сад № 67 «Ивушка» г. Подольск 2018 г. Комитет по образованию Городского округа Подольск Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребёнка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приёма пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создаёт доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. В своей группе я завтракаю и обедаю вместе с детьми, тем самым демонстрирую своим воспитанникам красоту этикета. Между детьми и мной возникают более тесные взаимоотношения: дети доверяют мне и прислушиваются к моим словам.
Я руководствуюсь задачами, сформулированными в программе. Они предложены с учетом возрастных особенностей ребенка. Период адаптации является наиболее благоприятным в воспитании у ребенка положительного отношения к еде. Важно именно в это время создать ему условия для приема пищи: в первой младшей группе столы были удобно расположены, дети могли видеть друг друга. А во второй младшей группе столы расположены неудобно и дети постоянно поворачиваются к сидящему сзади и это отвлекает их от приема пищи. Целесообразно столы ставить так, чтобы дети во время еды видели глаза сверстников. На чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые детям во время еды; солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами. Во время приема пищи я разрешаю детям, при необходимости, обращаться к взрослым и сверстникам. При этом не ругаю детей, не делаю им замечания. Иногда возникают ситуации, когда ребенок внезапно отказывается от еды. В этом случае надо разобраться в причине отказа, а при необходимости обратиться к мед. сестре. Заставлять ребенка есть без аппетита нежелательно. Тем детям, которые дома привыкли есть только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно, на первых порах, давать неполную норму первого или второго блюда, постепенно приучая их к нужной норме в еде. Детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, надо покормить, при этом предоставить возможность проявлять самостоятельность. Не забывайте это поощрять. Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется ребенку не весь его объем, немного, при этом обязательно показывая, что его порция поменьше. Детям, которые с трудом глотают пищу, надо позволять запивать ее компотом, киселем, соком или просто теплой водой. Тогда они охотно едят. Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным в застольном общении. Столовый этикет необходим и при общении с коллегами. Нередко личностные и профессиональные отношения развиваются в зависимости от его знания и соблюдения: праздничное застолье в коллективе или дома у сотрудника; встреча с деловыми партнерами в стенах дошкольного учреждения и посещения деловых приемов; во время организации бесед с коллегами или родителями воспитанников за чашкой чая. Родители хотят, чтобы человек, работающий с их детьми, был воспитанным и образованным во всех отношениях. Одной из характерных черт культурного человека является его умение вести себя за столом. Учить этому следует с самых ранних лет. Во время приема пищи я вижу, какие порядки поведения за столом заведены в семьях воспитанников. Например, Ярослав Кривцов ест неаккуратно, у него течет все изо рта, на столе и под столом разбросаны остатки пищи. Кирилл Л. Постоянно играет хлебом, катает из него шарики, рассыпает по всему столу, бросает им в сидящего соседа рядом. Понимая необходимость соблюдения за столом правил этикета, я терпеливо и последовательно обучаю детей этим правилам. Занятия по столовому этикету желательно проводить с небольшим числом детей (7-8 человек) и в присутствии родителей, решая таким образом задачи, связанные с созданием единых требований в семье и в д/саду. Родители в ходе занятий сами обучаются или корректируют свои знания правил поведения за столом. Общие требования к сервировке праздничного стола и ежедневного обеденного стола. Скатерть и салфетки, посуда и столовые приборы, именные карты, украшение цветами и свечами. Подготовка к приему пищи: рассадка за столом, пользование полотняными и бумажными салфетками. Умение красиво сервировать стол отрабатываем в группе ежедневно. Обращаю внимание на детали сервировки. При приеме пищи напоминаю детям есть красиво и правильно. Мальчиков учу ухаживать за девочками, быть добрыми, аккуратными, старательными и внимательными. Не следует заставлять детей заучивать правила сервировки. Они запомнятся при их постоянном и заинтересованном участии к подготовке к обеду. Важно довести до сознания ребенка, что люди придумали правила столового этикета, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось самое необходимое. С чего начинается сервировка стола? На стол стелют скатерть — белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон стола одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место — часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы. Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее упражнение: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола. В длину она 50-70 сантиметров, а в ширину до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Только помните, что когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на столе, только кисти. У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставится закусочная тарелка, слева от нее — хлебная. Между ними — закусочная и столовая — вилки лежат зубчиками вверх, а не упираясь в стол. Справа от закусочной тарелки — закусочный и столовый ножи лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы — дальше от тарелки: ими мы будем пользоваться в первую очередь, так как обычно застолье начинается с закусок. Когда хозяйка уберет со стола закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для него столовые тарелки, мы возьмем в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа. Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице. Закуски с общего блюда на свою тарелку следует перекладывать приборами для расклада, а не вилкой. Стол можно украсить цветами или свечами. Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), хозяйка накроет это место плотной салфеткой и поставит сверху тарелку с закуской. Сервировка стола — это прежде всего творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки. Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья: прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратность. Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые для этого условия (красота и правильность сервировки, подача ножей). Можно показать детям сервировку, в которой скатерть заменяют индивидуальными плотными салфетками или сетами, организовать игру «Кукольное праздничное застолье» или почитать главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» из книги А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рассказ М.Потоцкой «Острое поросячье заболевание», которые раскрывают важность соблюдения этикета за столом. Работа с родителями. Необходимо обратить внимание родителей на следующие вопросы:
Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Малыш только взял в руку ложку и тянет ее ко рту, мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно. С раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:
Все мы знаем основные правила поведения за столом, не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать, не садиться за стол с грязными руками, не оставлять еду в тарелке и еще много всяких «не». Ребенку трудно выполнить все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. В некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребенка приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
|