Формирование коммуникативной самостоятельности |
Коммуникация | |||
Автор: Лукьянова Татьяна Анатольевна | |||
09.04.2017 13:26 | |||
Формирование коммуникативной самостоятельности Лукьянова Т.А., воспитатель МБДОУ детского сада № 3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области. Планета детства — это море глаз, которые смотрят на нас по-разному. У одних сияющие озорные глаза, в которых одни вопросы и восторг от всего происходящего. Беспокоят другие – равнодушные, которым не интересно, что происходит рядом с ними; тревожат настороженные, испуганные, неуверенные, может быть потому, что им как — то неуютно со всеми. Так не должно быть, все дети должны испытывать положительные эмоции, радость и восторг, интерес ко всему происходящему вокруг них! Их жизнь должна быть насыщенна яркими событиями и впечатлениями, в которых они сами принимают активное участие. Согласитесь, не всем педагогам легко создать такую атмосферу. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку: вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем. Как перестроиться в новой образовательной ситуации? Какими компетенциями нужно обладать? Какой путь для этого надо преодолеть?
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Особенностью современных детей является высокий уровень технического развития в сочетании с низким уровнем коммуникативных навыков. Дети очень хорошо владеют техническими новинками: компьютером, сотовым телефоном, планшетом и пр., они хорошо умеют «читать» схемы, знаки, символы, но именно эти технические новинки привели к тому, что дети на недостаточном уровне владеют речью, поэтому им трудно взаимодействовать с окружающими и быть успешно социализированными. Детям не просто самостоятельно занять активную позицию, некоторые не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь. Помочь ребенку проявить себя в той форме, в которой он сможет почувствовать себя успешным, зародить в нем желание проявить себя (свою инициативу). Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений; когда сами дети приобретенный опыт и знания будут переносить в свою самостоятельную деятельность. А для этого необходима поддержка со стороны взрослого через создание необходимой мотивации, направленной на овладение способами действий, способов достижения практических и интеллектуальных целей. Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности я стараюсь максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем в это время. Я использую такие игры для установления контакта, как: «Знакомство», «Чей голосок?», «Назови ласково», «Психологический этюд», «Комплимент», «Улыбки», пальчиковые гимнастики. Мной разработана картотека утренних приветствий. Планирую занятия, совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Я помогаю детям найти себя в социуме с помощью тех, кто находится рядом, перенять опыт друг друга, примерив на себя различные социальные роли. При разработке системы комплексного подхода к развитию коммуникативной компетентности дошкольников акцент был сделан на соблюдение следующих условий:
Со средней группы у нас вошло в традицию проведение «детского совета» (по Свирской Л.В.). Это — принятая в мировой практике замечательная форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения. На детском совете, удобно расположившись, малыши вместе с педагогом обсуждают новости и решают, каким интересным делом займутся сегодня. Каждый услышан, каждая идея принимается всерьез и чаще всего реализуется. Чувствуя уважение к своим интересам, участвуя в принятии решений, малыши овладевают такими способностями, как самостоятельность и ответственность. И учатся общаться: выражать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения; с уважением воспринимать точки зрения других; находить компромисс и разрешать конфликты. Перейдя от слов к выбранному занятию, ребенок по собственной инициативе экспериментирует, самозабвенно творит, открыто выражает свою индивидуальность. Обучение становится естественным и эффективным. Вечером на итоговом собрании он с гордостью предъявит результат, его труд завершится чувством глубокого удовлетворения — он важен и всеми отмечен. Задачи детского совета:
Самым естественным образом все виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора. Коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями. Социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности – сверстника, воспитателя, другого взрослого. Информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий. Деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу. Здоровьесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела. Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из жизненных ценностей, а умение свободно выражать свое мнение один из показателей социально развитой личности. Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей. Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества. По данным проведенного мониторинга дети стали более свободно демонстрировать свои способности в разных видах деятельности, они не боятся выражать свои мысли, чувства, проявлять инициативу в выборе сюжета, героев и формы презентации своей деятельности. Данные формы и методы помогают ребенку наиболее многогранно раскрыть свою индивидуальность, таланты. Они становятся более открытыми, социально адаптированными. Так же использую метод проектов, спецификой которого является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Данный метод позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. Рабочей группой детского сада был разработан информационно-образовательный проект «Город мастеров». Данный проект направлен на создание различных игровых модулей (центров активности) по видам детской деятельности. Мы узнали у детей, какие профессии им интересны, в роли какого специалиста они хотели бы себя попробовать. Оказалось, что наиболее интересны и близки для детей профессии их родителей: журналист, программист, строитель, водитель, тренер, дизайнер, фотограф. Мы рассказали об этом родителям, и вместе с ними решили узнать об этих профессиях как можно больше информации, чтобы затем создать в детском саду центры профессиональной направленности, чтобы все дети могли попробовать себя в разных профессиях. Так в нашей группе был реализован проект «Первые шаги в журналистику». На 1 этапе общими усилиями мы:
- подготовили разнообразный материал для выпуска детской газеты. На 2-м этапе мы:
- провели экскурсии по детскому саду в кабинет заведующей, на кухню, в спортивный зал, на пункт охраны, в кабинет педагога-психолога. На третьем этапе:
- вместе с детьми выпустили первую газету «Радуга детства». По окончании проекта детям были вручены удостоверения юных журналистов, и прошло официальное открытие Центра журналистики, который функционирует по сей день. Больше всего нашим юным журналистам понравилось выпускать газеты. И мы подумали, как использовать эту инициативу детей? Ответ мы нашли случайно. На одном из итоговых советов дети решили рассказать о своих открытиях по итогам очередного проекта в газете. Идея удалась. Так появилась новая форма подведения итогов проектной деятельности газета «Радуга открытий». Мы поддержали инициативу детей, потому что увидели в данной форме огромный потенциал. Использование данной формы позволяет:
- обеспечивает возможность для формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности. Создавая газету, дети отвечают на вопросы: - что мы узнали? - что мы для этого сделали? - с какими трудностями столкнулись? - что нам помогло? Эти вопросы и являются рубриками газеты, которые заполняются постепенно в течение всего времени работы над проектом на каждом итоговом совете. В процессе общения мы фиксируем высказывания детей в рубриках газеты, совместно с детьми выбираем и наклеиваем подходящие фотографии, отражающие содержание детской деятельности или ее продукт. Получившаяся газета вывешивается в доступном месте (чтоб все видели), и помогает рассказать родителям, каким интересным, насыщенным и деятельным был день. Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является метод придумывание сказки, с помощью этого метода ребенок проявляет свою индивидуальность, способность сочинять, воображать, выражать свои идеи и фантазии. Результатом работы является создание воспитанником сказки или комикса собственного сочинения. Педагог в данной форме работы через сказку, сказочных героев помогает ребенку сформулировать свои мысли. Дети, говоря от лица сказочного героя, могут высказать свое мнение, проявить свою индивидуальность и не бояться оценки окружающих, т.к. это не он говорит, а его герой. В работе с дошкольниками использование приема мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы) помогает детям, научится составлять модель текста и рассказывать его. Еще одним успешным приемом является прием «доскажи сказку», где ребенку дается возможность придумать свое окончание истории. На начальном этапе сказка придумывается коллективно, но наряду с коллективной работой у каждого ребенка есть возможность придумать своего героя, добавить свое отношение и продумать часть сюжета. Данные приемы дают возможность каждому участнику быть услышанным и активным автором сказки. В результате проделанной работы у дошкольника развивается активный речевой запас, ребенок способен верно выстраивать диалоги, грамматически правильно строить предложения. Приобретенные навыки общения влияют на развитие коммуникативной инициативы ребенка, повышают личную самооценку, помогают ему почувствовать себя уверенным, успешным в лице сверстников и взрослых. Выстраивание, проговаривание, выслушивание планов друг друга, совместное действие по плану, достижение собственных и общих целей, удовольствие от общения – вот где лежит основа всех ключевых компетентностей, содержание которых соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
|