Развитие навыков общения у детей раннего возраста. |
Коммуникация | |||
Автор: Диких Татьяна Викторовна | |||
23.02.2015 20:47 | |||
Развитие навыков общения у детей раннего возраста. Как правило, в «Дом ребенка» поступают ослабленные дети из социально – неблагополучных семей или оставшиеся без попечительства родителей в возрасте до 3 лет. Основная особенность таких детей – медленный темп развития и обучения, чем у детей, воспитывающихся в семье, где постоянно получают заботу, любовь, ласку. Для большинства малышей характерна повышенная возбудимость, которая влияет на поведение, сон и способствует приобретению таких вредных привычек как раскачивание и сосание пальцев. Основной принцип нашей работы – создание условий, при которых взрослый становится наиболее близким для этих детей человеком, к которому они привыкают и чувствуют себя наиболее защищенными. Для детей, также как и для взрослых, одна из главных человеческих потребностей – потребность в общении, которая помогает малышу, выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним. Умение общаться со взрослыми и детьми поможет понять происходящее в окружающем мире, больше узнать о нем. В «Доме ребенка» мы стараемся удовлетворить потребность в общении каждого из детей. Воспитатели стараются дать малышам больше новых впечатлений – на занятиях, развлечениях, показах различных театров (настольные, фланелеграфе, кукольные, ростовые куклы), на которых дети получают положительные эмоции. Большое воспитательное значение придается режимным процессам (кормление, купание, прогулки, выполнение поручений, свободные игры с детьми и самостоятельно) при проведение которых дети подолгу общаются со взрослыми. Развивая навыки общения с самого раннего возраста, побуждаем детей внимательно слушать окружающих, имитировать ряд звуков и жестов. Когда ребенок начинает говорить, ставим задачи, которые одновременно охватывают несколько разных сторон развития речи, обучаем словам, относящимся к разным частям речи, постепенно вводим основные грамматические формы. Обучение проводим в естественных условиях с использованием материалов и игр, интересных ребенку. Наша основная задача – сделать занятия по развитию речи, по развитию сенсорных эталонов увлекательными и соответствующими возрасту малышей – так, чтобы они захотели общаться. Поэтому к проведению занятий, дидактических игр предъявляются следующие требования: 1. Умение концентрировать внимание и развивать игровые навыки. Для успешного проведения занятия необходимо уметь концентрировать внимание малышей на действиях воспитателя, его речи, на определенных предметах во время занятия. Например, обучая детей собирать и разбирать матрешки, на беседе долго не задерживаюсь, провожу игру – дети полукругом сидят на стульчиках, держа матрешку в руках, хожу вокруг детей, приговаривая: Хожу, брожу, матрешку держу, Разберу пополам, деткам в ручки дам. Незаметно вкладываю по половинке матрешки в ручки детям, сидящим по разные стороны полукруга. Затем произношу «Матрешка, где ты, покажись». Дети, у которых половинки матрешки выходят и соединяют их. Такая игра помогает, и сконцентрировать внимание, и правильно выполнять задание, и доставляет радость. Что немаловажно для формирования навыков общения. Рисунок 1 Играя самостоятельно, дети начинают использовать свои игровые навыки для исследования окружающего мира и таким образом узнают новые предметы и явления, которые, естественно, они хотят обсуждать с другими. Рассматривая звучащий коврик, на котором изображены домашние и дикие животные, малыши нажимают на кнопки, слушают звуки и повторяют их. Также у нас есть коврик с изображениями различного транспорта, нажимая на Рисунок 2 определенную картинку, малыши изучают звуки и внешний вид определенного транспорта. Рисунок 3 2. Соблюдение очередности. Разговор – это двухсторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. Поэтому во время беседы с детьми на занятиях или в повседневной жизни, обязательно делаем паузы, даем время на ответ ребенку. Учим детей не перебивать, дождаться, когда закончит говорить малыш или взрослый. Для этого хорошо способствуют индивидуальные занятия с дидактическим материалом, где взрослый может уделить больше внимания каждому ребенку – объяснить, помочь, если есть необходимость. рисунок 4 3. Понимание. Дети, которые еще не умеют говорить, могут научиться понимать слова. Которые описывают окружающих людей, предметы, действия и события. Например, рассматривание иллюстраций, на которых изображены различные предметы, игрушки, персонажи сказок, домашние и дикие животные, малыши показывают пальчиками, отвечая на вопрос воспитателя. Затем, когда уже появляются в речи не только существительные, но и глаголы и прилагательные, учим малышей строить предложения, состоящие из 2-3 слов. Развитию понимания способствует выполнение поручений, включающих последовательно несколько действий (пойди, возьми, принеси). Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умением отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие умением соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Есть дети, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. А есть дети, которые вступают в разговор только тогда, когда с ним кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Поэтому всегда стараемся разговаривать с малышом о том, что его интересует. Когда ребенок научился концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, выбираем тему для разговора, следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те, игрушки, которые его интересуют. По мере того, как ребенок становится более активным и начинает проявлять большой интерес к играм, диапазон возможных тем становится шире. У малышей появляются уже определенные пристрастия, и они подсказывают темы для бесед. Как только малыши научились произносить первые слова, знакомим их с названием предметов, игрушек, рассматриваем картинки с изображением животных и игрушек. Обсуждаем с детьми движения и действия, величину, цвета и звуки. Активному ребенку помогаем научиться концентрировать внимание. У маленьких детей часто наблюдается тенденция перемещать взгляд с одного предмета на другой. В этом случае трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучание тех слов, которые он должен узнать. Эту задачу можно решить, если проводить с ребенком индивидуальную работу или с группой из 3 -4 детей, в отдельно отведенном месте, где ограничено количество игрушек, и ничто не отвлекает внимания. Собирая пирамидку, внимание ребенка сосредоточено на своих действиях. Сосредотачивать внимание помогают такие дидактические игры, как вкладыши (собирание чашек по величине), матрешки, коробки с отверстиями из геометрических фигур, дидактические игры на различение цвета и формы. Рисунок 5 Для развития навыков общения большую роль играет естественное поощрение, возникающее в ходе самого разговора. В ответ на слова (или жесты) ребенка показываем ему, что его поняли. Если ребенок берет игрушку, уделяем ей особое внимание: называем её, показываем, как с ней играть, просим ребенка показать, как он будет играть с этой игрушкой. Если малыш попросит нас дать ему какую-нибудь вещь, стараемся выполнить его просьбу, а если малышу никак нельзя доверить эту вещь, объясняем ему, почему нельзя. Развитие навыков общения происходит не только в общение со взрослым, но и в игровой деятельности, если ребенок получает удовольствие от игры, если играя, он может слушать и смотреть на других её участников, значит, у него уже есть основа для освоения более сложных навыков общения. Малыш готов озвучивать свои действия, интересоваться у сверстников их действиями. В первую очередь, дети говорят о том, что их более всего интересует. Самая большая часть раннего словарного запаса ребенка состоит из наименований предметов, с которыми он любит играть, и его действий во время игры. Игра позволяет дать ребенку возможность для свободного и естественного общения. Для создания игровой обстановки привлекаем кукол и наборы домашних и диких животных, различные конструкторы, кукольную мебель, посуду, музыкальные игрушки, машинки и т.д. Навыки общения развиваются и в повседневной жизни. Во время самостоятельных игр дети смотрят друг на друга, копируют действия. Просят взрослого помочь. Рисунок 6 Так, играя с конструктором «Лего», малыши осваивают навык наложения одной детали на другую, пытаясь при этом построить определенную фигуру (башня, машина, забор, дом и другие). Во время постройки малыши обращают внимание друг на друга, перенимают определенные умения, пытаются разговаривать друг с другом. Также тесному общению способствует спортивные игры, подвижные игры, танцевальные упражнения. Постепенно, достигая трехлетнего возраста, малыши учатся не только разговаривать, но и общаться друг с другом. 17 февраля 2015 год Диких Т. В.
|