Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование экологического сознания дошкольников на музыкальных занятиях средствами технологии «Эмоциональное погружение в природу»
Занятия по Экологии
Автор: Миронова Марина Александровна   
23.03.2024 16:01

Формирование экологического сознания дошкольников на музыкальных занятиях средствами технологии «Эмоциональное погружение в природу»Формирование экологического сознания дошкольников на музыкальных занятиях средствами технологии «Эмоциональное погружение в природу»

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

 

Одним из эффективных средств развития экологического сознания дошкольников может стать взаимосвязь природы и музыки. Музыка, которая рождает в сознании ребенка поэтические образы природы, способствует пониманию ее красоты и величия. На формирование экологического сознания у ребёнка воздействует музыка в повседневной жизни. Удачно выбранная песня, инструментальная пьеса помогает вызвать эстетическое, экологическое и эмоциональное отношение к окружающему миру.

Анализируя образовательную ситуацию можно предположить, что экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если: – вводить музыкальный репертуар для детского сада, который будет отражать экологическую тематику. Например, для малышей это отдельные песенные образы, обозначающие живую и неживую природу. В старшем дошкольном возрасте беседы о природе родного края. Эта музыка способствует развитию музыкально — экологических положительных чувств. – совершенствовать различные приёмы, формы, средства и методики музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию. Ребёнок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому очень важно правдивое отображение действительности.

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость.

В своей работе придерживаюсь следующих педагогических принципов: системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей; и сезонность.

Младший дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо начинать учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Развитие эмоциональной отзывчивости, как важнейшей способности внутреннего мира человека, связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку и погружением в нее. Общение с музыкой, художественной культурой — обогащает чувства, формирует эмоциональное отношение к произведениям искусства, которое в дальнейшем сопровождается преобразованием внешнего культурного содержания в нравственный мир личности.

Основная форма проведения мероприятий, направленных на освоение технологии эмоционального погружения в природу являются комплексные интегрированные занятия, а так же праздники и развлечения. Детям интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Летние чудеса», «Подарки осени», «Зимние забавы», «Встреча с весенним ручейком», и др.), когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук птиц по дереву, звон капели и т. д., понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств.

В программах музыкального воспитания предлагается множество игровых моментов, сюрпризов в разновозрастных группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении.

Ребятишки с удовольствием помогают коту в делах, глупому птенчику найти среди множества птиц свою маму, показывают укутавшемуся «в сто одежек» зайчонку, как нужно греться зимой, объясняют собачке, что это за странный колючий зверь, о которого она уколола лапку, поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы.

Позволяют познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры ( «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.), а также музыкально-дидактические игры ( «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления.

Представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки, применяю методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также широко использую метод художественного слова, т. е. я читаю воспитанникам стихи детских поэтов, русских поэтов-классиков, в старшем дошкольном возрасте — обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах с детьми предлагаю им не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но иногда и придумать сюжет к ней.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир интеграции музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Эмоциональное погружение в природу – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет, и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать, соблюдать законы природы, поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание, направленное на формирование человека – гражданина своей страны, малой Родины.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год