Формирование экологического сознания дошкольников на музыкальных занятиях средствами технологии «Эмоциональное погружение в природу» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Миронова Марина Александровна | |||
23.03.2024 16:01 | |||
Формирование экологического сознания дошкольников на музыкальных занятиях средствами технологии «Эмоциональное погружение в природу» В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Одним из эффективных средств развития экологического сознания дошкольников может стать взаимосвязь природы и музыки. Музыка, которая рождает в сознании ребенка поэтические образы природы, способствует пониманию ее красоты и величия. На формирование экологического сознания у ребёнка воздействует музыка в повседневной жизни. Удачно выбранная песня, инструментальная пьеса помогает вызвать эстетическое, экологическое и эмоциональное отношение к окружающему миру. Анализируя образовательную ситуацию можно предположить, что экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если: – вводить музыкальный репертуар для детского сада, который будет отражать экологическую тематику. Например, для малышей это отдельные песенные образы, обозначающие живую и неживую природу. В старшем дошкольном возрасте беседы о природе родного края. Эта музыка способствует развитию музыкально — экологических положительных чувств. – совершенствовать различные приёмы, формы, средства и методики музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию. Ребёнок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому очень важно правдивое отображение действительности. Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. В своей работе придерживаюсь следующих педагогических принципов: системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей; и сезонность. Младший дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо начинать учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Развитие эмоциональной отзывчивости, как важнейшей способности внутреннего мира человека, связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку и погружением в нее. Общение с музыкой, художественной культурой — обогащает чувства, формирует эмоциональное отношение к произведениям искусства, которое в дальнейшем сопровождается преобразованием внешнего культурного содержания в нравственный мир личности. Основная форма проведения мероприятий, направленных на освоение технологии эмоционального погружения в природу являются комплексные интегрированные занятия, а так же праздники и развлечения. Детям интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Летние чудеса», «Подарки осени», «Зимние забавы», «Встреча с весенним ручейком», и др.), когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук птиц по дереву, звон капели и т. д., понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. В программах музыкального воспитания предлагается множество игровых моментов, сюрпризов в разновозрастных группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием помогают коту в делах, глупому птенчику найти среди множества птиц свою маму, показывают укутавшемуся «в сто одежек» зайчонку, как нужно греться зимой, объясняют собачке, что это за странный колючий зверь, о которого она уколола лапку, поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы. Позволяют познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры ( «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.), а также музыкально-дидактические игры ( «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. Представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки, применяю методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также широко использую метод художественного слова, т. е. я читаю воспитанникам стихи детских поэтов, русских поэтов-классиков, в старшем дошкольном возрасте — обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах с детьми предлагаю им не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но иногда и придумать сюжет к ней. Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир интеграции музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Эмоциональное погружение в природу – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет, и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать, соблюдать законы природы, поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание, направленное на формирование человека – гражданина своей страны, малой Родины.
|