Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группе |
Логопедия | |||
Автор: Владимирова Екатерина Михайловна | |||
11.09.2021 17:14 | |||
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в старшей группе Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: 1. Образовательные:
2. Коррекционные:
3. Воспитательные:
Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши. Предварительная работа: беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению. Ход занятия. I Организационный момент: Приветствие детей. Объявление темы занятия. Логопед: - Подойдите ко мне и достаньте из «волшебного мешочка» то, что там спрятано (дети достают муляжи овощей и кладут их на стол). Каждый из детей называет то, что он достал. Логопед: - Как можно назвать их одним словом? (овощи) - Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках). - Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, «отправимся» в гости к героям одной известной сказки. II Основная часть Рассматривание картины «Уборка овощей» Логопед задает вопросы: - Какое время года изображено на картине? - Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.) - Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.) - Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.) - Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.) - Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.) - Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.) Игра «Подскажи словечко» Логопед: - Поздним летом в огород собирается народ. Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай! Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста). Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп). Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку). От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла). Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку). Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску). Помогает деду внук — собирает с грядок (лук). Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок). И красавец-великан темно-синий (баклажан). Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали. Пальчиковая гимнастика «Заготовка капусты». Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку). Игра «Приготовим сок»: Из моркови – морковный Из картофеля – картофельный Из капусты – капустный Из свеклы – свекольный Из тыквы – тыквенный и т. д. Игра «Узнай и назови» (Согласование существительного с прилагательным). Логопед: Пошла гулять, Зеленое собирать, Кому не жалко — отдавай Цвет правильно называй. (У детей на столах картинки с изображением овощей.) Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают: - У меня зеленый огурец - У меня зеленое яблоко и т. д. Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый). Логопед: Пошла гулять, Красное (желтое, фиолетовое) собирать. Кому не жалко – отдавай, Цвет правильно называй. Дети: - У меня красный помидор - У меня желтый перец - У меня фиолетовый баклажан и т. д. Логопед выставляет картинку из сказки «Мужик и Медведь». - А сейчас я предлагаю отправиться в одну русскую народную сказку. - Посмотрите на картинку и скажите, как она называется? ( «Мужик и Медведь») - Какое еще есть название у этой сказки? ( «Вершки и корешки») - Какой овощ посеял мужик в сказке? - Какая выросла репа? (крупная) Упражнения с синонимами. «Третий лишний». Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная» (большая, душистая, огромная) «перехитрил» (обманул, провел, объехал) «рассердился» (разозлился, разъярился, раскрылся) «Скажи иначе». Мужик вырастил крупную репу (огромную). Мужик перехитрил медведя (обманул). Медведь рассердился на мужика (разозлился). Логопед: - В сказке мужик и медведь не могли поделить вершки и корешки. Вам сейчас нужно будет на карточках найти у овощей «вершки» и «корешки», их дорисовать и закрасить. Девочки будут закрашивать и дорисовывать «вершки», а мальчики «корешки». А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее. III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
|