С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы? Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Особую педагогическую значимость метода проекта мы видим в том, что: -он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; -это метод, идущий от детских потребностей и интересов, то есть позволяет создать систему интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем; -проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Целью нашей работы стало: формирование ребенка, как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности познания. Для выполнения цели мы поставили следующие задачи: v Учить адаптироваться в новых условиях, находить выход из различных ситуаций, делать выбор v Формировать проектно-исследовательские умения и навыки v Развивать детскую самостоятельность, способность к рефлексии (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых v Развивать коммуникативные навыки (умения действовать в коллективе) v Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное и действенное отношение к природе. Каждый проект включает в себя такие методы, как наблюдение, опытническая работа, моделирование, эксперименты, а так же творческую деятельность. В своей работе мы применяли разные типы проектов: -познавательно-исследовательский проект «Путешествие капельки» целью которого было: познакомить детей с водой, как веществом, с его свойствами и превращениями, показать огромное значение в жизни человека и всего живого. Дальнейшее развитие проект получил в составлении альбома о Волге, как судоходной реке. Еще один исследовательский проект «Мы - друзья природы». Цель: воспитание бережного, внимательного отношения к природе; помочь детям разобраться, какие действия человека приводят к негативным последствиям. -информационный проект «Наша энциклопедия»- состоял из индивидуальных проектов. Цель: обогатить знания детей о животных и растениях нашей местности, развить самостоятельность, повысить познавательный интерес к природе нашего края. Долгосрочный информационный проект «Лесная почта» осуществляется для развития и поддержания любознательности и познавательной активности детей. А так же для учета их интересов при планировании. -творческий проект «Птичья столовая» был направлен на помощь птицам, которые гибнут во время холодов от недостатка пищи. Дети изучали, какие именно кормушки нравятся птицам (с крышей - защитой от снега, с бортиками - защитой от ветра). В процессе реализации творческого проекта «Экологическая сказка» дети учились использовать полученные знания о природе, понимать правду и вымысел, воспитывалось желание передавать свои знания малышам через сказку. Немаловажное значение играют проекты по созданию экологической среды в ДОУ. Например, дизайн-проект «Сказка на участке» или проекты по созданию мини-музеев «Воздух-невидимка», «Главная улица России- река Волга», индивидуальные проекты «Космический корабль». Синквейны, новая форма работы, которая может использоваться в рамках реализации экологических проектов. Синквейн- от франц. слова “пять” и означает белый стих, состоящий из 5 строк и написанное по определенному алгоритму: 1 строка- имя существительное 2- два имени прилагательных, описывающих тему, 3-три глагола 4- фраза из 4 и более слов, выражающая отношение к теме 5- одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией. Мы брали такие темы: верба, деревья, животные, весна. Составление синквейнов способствует развитию познавательной, творческой активности, самостоятельности. Данная работа помогла обобщить знания по общей теме «Весна». В процессе составления синквейнов мы активизируем словарь детей, развиваем ассоциативное мышление и образную память, учим вниманию, при рассматривании предметов, мотивируем детей на создание поделок по синквейнам. По синквейнам можно создать проект с участием родителей, учителей -логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физо. Их можно использовать в качестве примера интеграции с участием разных специалистов. Ну а на собственном опыте мы убедились, что детям понравилась данная методика. Им понравилось давать интервью педагогам, проявлять творчество и смекалку. Они сами подходили и просили помощи в написании синквейна. Попробуйте и вы! Немаловажное значение в реализации проектов играют родители. Для этого мы провели консультации, оформили информацию на стендах на темы: «Развитие познавательной потребности и любознательности у детей», «Как научить ребенка быть исследователем», «Проводим опыты дома». Особенно заинтересовал родителей и детей проект по созданию презентаций на темы: «Где бывали, что видали?» и «Красота родного края».Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию своих детей, повышает их педагогическую компетентность, активизирует участие в воспитательно-образовательном процессе. В процессе работы над проектами мы взаимодействовали и с общественными организациями: библиотекой, Домом детского творчества «Каравеллой», с ДК-музеем. Можно сделать следующие выводы по проделанной работе: у детей повысился интерес к творческому проектированию, повысился уровень знаний и умений детей по экологическому образованию, дети научились взаимодействовать в группе, дети стали ближе и чувствительнее к миру природы, дети вышли на более высокий уровень общения и взаимодействия со взрослым - партнерские отношения, развилась способность к самостоятельному поиску решения проблемы и анализу результата, обогатилась предметно - развивающая среда. Таким образом, метод проекта способствовал развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
|