Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарники - помощники леса» |
Занятия по Экологии | |||||||||||||||||||
Автор: Ольга | |||||||||||||||||||
27.08.2013 10:18 | |||||||||||||||||||
Аннотация: Данная игра – занятие составлена для детей старшего дошкольного возраста. Игра – занятие «Юные пожарные – защитники леса» направлена на формирование навыка правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Выполняя поручения Пожарного, дети учатся быть ответственными, отзывчивыми, готовы всегда прийти на помощь взрослым. Учебные задания тренируют в детях физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Формируют основы безопасности собственной жизнедеятельности, учат правильно вести себя в природе, беречь лес, не оставлять мусор. Воспитывают морально – волевые качества: смелость, выдержку, решительность.
Актуальность: Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате - их травмирование и даже гибель - проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых - помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры - ведущего вида деятельности дошкольников. В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар - большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий. Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет воспитателю формировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Главная цель работы детских садов по пожарной безопасности - оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (охрана окружающего мира). Задачи образовательных областей: «Здоровье»
«Физическая культура»
«Коммуникация»
«Социализация»
«Познание»
«Безопасность»
Предварительная работа: Беседа с правилами ППБ посредством чтения и обсуждения литературных произведений, разучивание стихов, пословиц, поговорок по данной теме, экскурсия в поселковую пожарную часть, дидактическая игра «Назови вооружение пожарного для борьбы с огнем».
Ход игры - занятия.
Организационный момент: Инструктор ФВ: - Ребята, сейчас вы увидите мультфильм, будьте внимательны и приготовьтесь ответить на вопросы.
Мультфильм для детей «Пожар в лесу» /40 сек/
Инструктор ФВ: /беседа по просмотренному мультфильму/ - О чём мультфильм? - В каких случаях может наступить пожар в лесу? - Каковы ваши первые действия при обнаружении пожара? - Что должен знать каждый?
Инструктор ФВ: - Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы, и мы уверены, что при возникновении пожара в лесу вы поведете себя правильно, не растеряетесь. И запомните, всегда о любой беде нужно сообщать взрослым. Назовите номер пожарной службы? Дети: - «01» Инструктор ФВ: - Молодцы! Пусть помнит каждый гражданин. Пожарный номер - НОЛЬ-ОДИН! Инструктор ФВ: Отгадайте загадку? Что за парень здоровенный? – В форме он, а не военный, В каске, как артиллерист, Со стволом, а не танкист?
Если где-то вдруг случайно, От огня грозит беда, Этот паренек отчаянный Сразу поспешит туда.
Ловко прыгнет он в окошко, И спасет детей и кошку, Победит огонь коварный, Потому что он – … Дети: - Пожарный. Сюрпризный момент: /В зал входит Пожарный / Пожарный: - Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам для того, чтобы поговорить о правилах пожарной безопасности в лесу. Для пожарного защита леса от пожаров является очень ответственным и важным делом. Поэтому мы всегда проводим профилактические беседы с населением, развешиваем плакаты «Берегите лес», разрабатываем планы тушения лесных пожаров, проводим пожарные учения. В редких случаях виновниками лесных пожаров являются естественные причины: удар молнии; самовозгорание торфяника. Чаще всего причиной является – ЧЕЛОВЕК. - Ребята, а кто такой пожарный? /Дать возможность высказаться детям/ Инструктор ФВ: - Пожарный - это герой, он на трудной службе и каждую минуту рискует своей жизнью. Пожарный: - Ребята, в пожарную службу поступил звонок, что на поляне в районе лыжной базы, безответственные граждане оставили мусор – битое стекло, бумагу,… Может ли от этого произойти возгорание? /битое стекло нагревается от солнца в жару, бумага способствует возгоранию/. - Мы вас очень просим проверить, не ложный ли это вызов? А заодно пригласить вас на пожарные учения. Вы готовы прийти на помощь? Ребёнок: /читает стихотворение/ Не хочу быть новым русским Не хочу кабриолет. Смелым буду я пожарным – В городе не будет бед! Будут люди улыбаться И спасибо говорить, А пожары и тревоги Стороною обходить. Труд пожарного не легок, Он опасен и суров. Если хочешь стать пожарным, Ко всему ты будь готов!
Инструктор ФВ: - Ну что ж, тогда в путь! Вводная часть:
Инструктор ФВ: Каких людей не возьмут в пожарные? Дети: (возможные ответы) - Ленивых, трусливых, слабых... Инструктор ФВ: - Что необходимо делать, чтобы быть сильным и стать пожарным? Дети: (возможные ответы) - Заниматься спортом, быть храбрым, делать утреннюю гимнастику… Инструктор ФВ: - Каждый день пожарного, так же как и наш с вами, начинается с зарядки. Общеразвивающие упражнения: Музыкально – ритмическая композиция: «Эй, ребята, ну-ка, вставайте, на зарядку выбегайте…».
Инструктор ФВ: - Обратите внимание, и, правда, кто-то оставил мусор. Что мы с ним будем делать? /Ответы детей/ - Значит, мы с удовольствием расчистим поляну. Верно?
Игры и эстафеты с элементами основных видов движений: Эстафета: «Ликвидация мусора». Поделить детей на 2 команды. По сигналу бегут, перепрыгивая через кочки, собирают мусор и относят в корзину. /Приготовить: 4 кочки, 2 корзины, 2обруча пластмассовые бутылочки, баночки, мятую бумагу, фантики/
Пожарный: - Спасибо за помощь! Приглашаю вас на настоящие пожарные учения. А чтобы учения прошли интересней, я предлагаю вашим командам дать названия - «Отважные» и «Смелые». На протяжении всей игры я буду оценивать ваши возможности и способности. Согласны?
Инструктор ФВ: - На учении мы покажем свои знания и умения, выносливость и смелость? /Да/ - Вот первое задание. Помощь придет в срок, Если сделать правильно звонок. Нужный номер наберите, И как это сделать покажите.
Учебное задание №1 «Вызов пожарных». Бежать до телефона «змейкой», вокруг конусов, поднять трубку, крикнуть: «01? Приезжайте, горим! Фамилию, имя». Обратно вернуться по прямой, передать эстафету. /2 телефона, 8 конусов/
Инструктор ФВ: - У пожарных имеется огнестойкая одежда, которая называется – боевая одежда пожарного. Она защищает Пожарного от огня и воды. Представьте себе, что вы пожарная команда. Вам нужно быстро надеть специальную одежду. Для нас это будет каска, рукавицы, сапоги.
Учебное задание №2 «Сборы пожарной команды». Быстро надеть одежду, обежать вокруг ориентира и вернуться обратно. /2 каски, 2 пары рукавиц и сапог, 2 стульчика, 2 конуса/
Пожарный: /ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ/.
Инструктор ФВ: - Ребята, каждый пожарный, в экстремальной ситуации, должен быстро мыслить и принимать верное решение. Для вас задание на мышление.
Презентация «Реши кроссворд».
Инструктор ФВ: И вот машины красные Спешат в места опасные, Прохожие сторонятся – Пожарные торопятся.
Учебное задание №3 «Прибытие в место назначения». Прокатить машину, объезжая кочки, до ориентира и обратно, передать эстафету. /2 машины, 2 конуса, 6 кочек/
Пожарный: /ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ/.
Инструктор ФВ: - Огня без дыма не бывает. При пожаре Пожарным приходиться передвигаться в дыму. Вам также предстоит, надев противогаз, пройти сквозь завесу дыма.
Учебное задание №4 «Пройди сквозь дым». Надев противогаз, пробежать по «коридору» из обручей и обратно. /2 противогаза, обручи - 8шт, подставки для обруча - 8шт,
Инструктор ФВ: - Внимание! Задание для каждой команды. Нужно разгадать ребус. От чего происходит пожар? Презентация «Разгадай ребус».
Пожарный: /ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ/.
Инструктор ФВ: Если порой и случится беда, То знания наши помогут всегда. Сразиться с пожаром в огненной схватке, Пожар усмирить, положить на лопатки. Иными словами, огонь укротить – Не сдаться, а выстоять и победить!
Учебное задание №5 «Юный пожарный». Взять кружкой воду из ведра, перешагнуть через модули, добежать до конуса, вылить воду на него. Вернуться к команде по прямой, передать кружку. /Ведро с водой, 2 кружки, 4 мягких модуля, 2 конуса, 2 тазика/
Инструктор ФВ: Все вы силы приложили И пожар вы потушили. Было трудно, тяжело. Но умение и ловкость Нас от бедствия спасло.
Учебное задание №6 «Полоса препятствий». Пробежать по гимнастической скамейке, подлезть под дугу, перепрыгнуть через кочку «ров», обежать ориентир, передать эстафету. /2 гимнастические скамейки, 2 дуги, 2 кочки, 2 конуса/
Пожарный: - Молодцы, ребята! Вы справились со всеми учебными заданиями. Были смелыми, ловкими, отважными, внимательными… Инструктор ФВ: - Ребята, давайте ещё раз повторим правила пожарной безопасности в лесу. - В каких случаях может наступить пожар в лесу? - Почему надо беречь лес? Роль человека в жизни окружающей среды? ...
Пожарный: /ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ/. - Вы, ребята, уже сейчас достойны, быть настоящими Пожарными. И я, хочу вас ещё раз поблагодарить за помощь, и каждому вручить медаль «Юный пожарный». /ПРИЛОЖЕНИЕ №4/
Вручение медалей, памятных подарков, сладких призов. Скачать полную версию конспекта
|