РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши» Воспитателя Теселкиной Екатерины Сергеевны г.Семенов 2014 - 2015 учебный год ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Концептуальные основы программы. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.
Скачать конспект Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. В настоящее время тема экологии становится как никогда актуальной. Вице-премьер РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета РФ подчеркнул важность решения экологических проблем и поручил Правительству принять развернутый комплекс мер по улучшению экологической обстановке в стране и совершенствованию экологической политики. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест. Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой , С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой , Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте. Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств. Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности. Настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой. Рабочая учебная программа «Природа и малыши» ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента. 2. Пояснительная записка Актуальность создания рабочей программы Образовательная программа «Природа и малыши» разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года). Программа «Природа и малыши» рассчитана на 1 год непосредственно организованных образовательных деятельностей с детьми 1 младшей группы (2-3 года ). Программа «Природа и малыши» построена на позициях гуманно-личностного подхода к природе и направлена на формирование у детей умения понимать и себя, и все, что происходит вокруг. При разработке Программы «Природа и малыши» автор опирался на лучшие традиции отечественного дошкольного образования по формированию предпосылок экологического сознания: комплексное решение задач по познанию живого, эстетическому восприятию природы, формировании этики взаимодействия человека с миром. Ведущие цели Программы «Природа и малыши» - воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания, становление личности ребенка через экологическое воспитание, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения Основными задачами программы «Природа и малыши» являются: • Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы. • Заложить первые представления и ориентиры в мире природы; • Развитие интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей. • Установление связей, зависимостей, решение проблемных ситуаций • Развитие разных форм речи: диалога, описания, объяснения, рассказа. • Развитие логического мышления, творческих способности детей. • Расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе (обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, свойствах воды, песка, глины и камня); • Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе. • Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде. • Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; • Воспитывать желание сохранять окружающий мир природы;
Образовательная деятельность по программе дополнительного образования экологической направленности «Природа и малыши» проводится 1 раз в неделю продолжительностью 10 минут в соответствии с нормами СанПиН. Программа рассчитана на 1 год обучения. Система образовательной деятельности составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей раннего дошкольного возраста. Программа реализуется с учетом ряда принципов: • Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие экологического сознания у детей раннего возраста • Ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образовательной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения. • Программа соответствуют возрастным особенностям воспитанников раннего возраста, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка. • Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в формировании предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста • Образовательная деятельность в программе строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний. • Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей раннего возраста, благодаря чему возможно формирование у ребенка целостного представления о мире. • Реализация данной программы позволяет расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии мира живой природы, развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, навыки грамотного поведения в природной среде.
Основой для разработки рабочей программы «Природа и малыши» стали: • Конвенция о правах ребѐнка. • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 г. №103-ФЗ)Конституция РФ. • Федеральный закон «Об образовании». • Концепция модернизации российского образования. • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 02.08.2003 г. № 470). • Национальная доктрина образования в РФ. • Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03. • Устав МДОУ детский сад № 2 «Теремок» города Семенов • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009г. N 655. Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции Р.Ф.) • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 г. N 666) • Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН 2.4.2.2821 -10). • Концепцией о дошкольном образовании. Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы: 1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной нижегородского края; 2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников раннего возраста; Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она: • выполняет государственные стандарты по формированию предпосылок экологического сознания детей раннего дошкольного возраста с включением в образовательную деятельность регионального компонента; • обеспечивает реализацию учебного плана программы «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой в полном объёме; • способствует ранней социализации детей раннего дошкольного возраста, обозначенной в Федеральных государственных требованиях; • формирует у ребенка 1,5 – 3 лет первичные познавательно-исследовательские, регулятивные, коммуникативные действия; • способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГТ: блоки «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Безопасность»).
Особенности программы «Природа и малыши». Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Понимание законов природы, взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы закладывается с детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры - важнейшая задача дошкольного учреждения, так как в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс. Начинать экологическое воспитание необходимо с момента прихода детей в ясельную группу. Чтобы обеспечить успех этой работы, педагогам необходимо знать и понимать психофизиологические особенности детей этого возраста, а так же создать соответствующую развивающую среду. Для детей раннего возраста слова - это абстракция, за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ним. В возрасте двух - трех лет дети познают главные сенсорные свойства предметов и объектов, с которыми они постоянно взаимодействуют - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познают видимые составные части предметов и объектов, получают первоначальные представления о возможной экологической деятельности. Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нѐм, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать. Успех во многом зависит от правильного выбора и применения методов обучения, под которыми понимаются способы совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно–образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения. Задачи развития экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста 1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных условиях (в лесу, на подворье). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них. 2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать предпосылки к самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в уходе за животными и растениями. 3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
|