«Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Ольга Викторовна Калиниченко | |||
15.12.2014 23:34 | |||
Наша планета, ее нескончаемые недра, являются доступными для нас источником сил, крепкого здоровья и долгих лет жизни. Древняя наука познания тайн воды, земли, воздуха и растений была рождена нашими прародителями, для которых знания полезных свойств окружающего их мира были не только благом, но и единственной возможностью выжить. С тех пор минули тысячелетия. И те, древние знания, накапливая опыт поколений, перешагнули к нам, в современность, в виде сборника природных знаний «Народная медицина». Лесными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств. «Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не взывающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях. Лечение травами-фитотерапия-мощное средство борьбы за здоровье людей. Этим объясняется сейчас большой спрос на такие растения, как подорожник, ромашка, валерьяна, мята, календула, мать-и-мачеха, одуванчик и многие другие. Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений. Уже на самых ранних стадиях человечества растения были не только источником питания людей, а они помогали человеку избавиться от многих болезней. Матушка-Природа предлагает человеку разнообразные дары и среди них лекарственные растения от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби и знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: Беречь её! Известно, что в лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна. В основном лекарственные растения для внутреннего применения - настои, отвары, настойки, экстракты; и для наружного применения – травяная ванна. обертывание, примочка, компресс. Для этого можно использовать траву, цветки, листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетенции. Поэтому необходимо уже в детском саду расширять и обогащать представление детей о лекарственных растениях родного края. Основными задачами будут являются следующие: - формирование основ экологического мировоззрения и культуры; - расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном мире, в особенности с лекарственными травами и животном мире, правилами поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях; - развивать познавательный интерес, наблюдательность, любви к природе, бережному отношения к природе; - воспитывать бережное отношение к природе, умение радоваться красоте окружающего мира; - бережного отношения к своему здоровью. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в работе мы используем различные игры, в том числе экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях. В работе с детьми мы используем: - дидактические игры: «Грибы, ягоды, цветы», «Растения нашего края», «Подбери лист», «Цепочка», «Растения леса, сада, огорода», «Выбери нужное», «Береги природу», «Корень – стебель – листок - цветок», «Путешествие по лесу»; «Что будет, если…», «Похожи-непохожи», «Я знаю…..»; - экскурсии, разговоры в ходе экскурсий, целевые прогулки; - беседы по художественным произведениям, загадывание и отгадывание метафорических и описательных загадок; - провоцирующие вопросы, обобщающие беседы, вопросы-символы после элементарных опытов; - описательные рассказы, вопросы в процессе рассматривания и сравнения растений; - придумывание синонимических рядов; - творческое рассказывание, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций природных объектов сибирского края; - изучение Красной книги Иркутской области; - циклические наблюдения «Одуванчик» - выездные экскурсии с родителями в музей природы; - решение проблемных ситуаций: «Сорвали цветок», «Наступил на клумбу». - экспериментирование с растениями «Испарение влаги с листьев растений», «Как растение дышит?», «Что выделяет растение?»; - разыгрывание сюжетов по произведениям, изготовление атрибутов для теневого театра, в уголке театрализованной деятельности; - составление фотоальбомов «растительный мир»; - декоративная лепка, декоративная аппликация, рисование, художественный труд по теме; - зарисовка лекарственных растений, создание Красной книги из детских рисунков; - выставка коллажей «Лекарственный мир растений; - сбор гербария растений; - музыкальные произведения: Антонов Ю. «Не рвите цветы», Вивальди А. Музыкальный цикл «Времена года», Левкодимова Г. «Подснежник», Моцарт В. «Цветы», Чичков Ю. «Волшебный цветок», «Это называется природа», Тухманов Д. «Красная книга»; - конкурс плаката «Сохраним исчезающие растения». А самое главное – для того, чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:
Список литературы:
|