«Чтобы не было беды - жить нельзя нам без воды» (с использованием здоровьесберегающей технологии) Участники-дошкольники 4-5 лет. Теория вопроса: Вода чистая прозрачная, не имеет запаха, вкуса. В воде можно растворять различные вещества. Грязную воду пить нельзя. Ее можно очистить при помощи фильтра. Кипятить. Вода может принимать форму сосуда, в котором находиться. Материал: Пластиковые стаканчики, пластмассовые трубочки, банки с водой, фильтры (марлевые, бумажные). Ширма, фланелеграф, функциональное панно, иллюстрации природных объектов. Модели мусора, силуэты рыб, чайные ложечки и ленточки для моделирования ( по числу детей)
Правила использования оборудования: 1.Грязную воду не пьют. 2.Припереливании воды соблюдать аккуратность. 3.Не сдавливать сильно стаканчики, не ронять их, не переворачивать. 4.Размешивать варенье в стакане и пить воду, можно пользуясь личной ложкой и стаканом.
Организация совместной деятельности 1. Элементы театрализации (дети сидят перед ширмой) 2.Очищение воды (за экспериментальным столом) 3.Фланелеграф, иллюстративный материал (ответы на загадки) 4.Моделирование водных объектов ленточками (движение по всей площади группы под музыку) 5.Исследование воды - выявление свойств(за столом) 7.Перед функциональным панно – «оживим озеро», «береги воду» (сидя на ковре) Цель: Создание условий для развития исследовательской деятельности.
Образовательные задачи: 1.Уточнить представление о свойствах воды: -Не имеет цвета, вкуса, запаха, принимает форму посуды, растворяет вещества, приобретает вкус и запах растворенных веществ. -О воде в природе: она бывает в роднике, в реке, в озере, в море. 2.Развивать умение исследовательской деятельности: -поставить цель, подобрать средства для предположений, обобщить первичные результаты; - Способствовать развитию познавательных способностей, устанавливать причины следственной связи различного характера, высказывать собственное суждение, уметь доказывать свою мысль.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, понимание бережного и экономного отношения к воде, умение выполнения правил использования оборудования Предварительная работа: 1.Беседа о воде и ее роли в жизни человека. 2. Проведение экспериментов с водой. 3.Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода» 4.Чтение художественной литературы на тему: «Вода» 5. Наблюдение на прогулке. Примерный ход занятия. А сейчас, ребята, мы с вами окажемся в сказке, но вы должны угадать в какой. (надеваю платок) Ау, Ау, Ванюшка, братик, где же ты? Только что был здесь, и нет его. Только козленочек бегает (из-за ширмы появляется козленочек) (дети называют сказку) Беда у меня случилась. Вы знаете какая? Братец превратился в козленочка. Может, вы мне поможете превратить козленочка снова в братца? А я пока постерегу козленочка на лугу, пусть травки поест (снимаю платок и убираю козленочка) Ребята, как можно помочь Аленушке? Вспомним, из чего попил воды Иванушка? Какая вода могла быть в копытце (рассуждения детей) А какую водичку должен попить козленочек, чтобы снова превратиться в Иванушку. Ответы детей: Волшебную, чистую, добрую…. Да, ребята, мы должны дать козленочку попить чистой, доброй, волшебной воды. Посмотрим, можем ли мы это сделать. Дети подходят к столам, на которых стоят предметы для экспериментирования. Берем банку с чистой водой и с помощью детей делаем ее грязной. Вот, ребята, у нас такая же вода, какая могла быть в копытце. Можно ли пить такую воду? Что мы должны сделать, чтобы она стала чистая? Предположения детей. Эту воду мы должны очистить. Как можно ее очистить? (Ответы детей.) Правильно, воду можно очистить при помощи фильтра. А из чего можно сделать фильтр? Ответы, предположения детей - через марлю, ткань, салфетку… Давайте попробуем очистить воду через марлю. Дети выполняют задание. Какая получилась вода? Мутная, грязная, но чище чем была. Почему? (ответы детей) А теперь пропустим воду через бумажный фильтр. Сравнение бумажного фильтра и марли. Дети выполняют очистку воды. Какая теперь получилась водичка? Каким стал фильтр? Почему? (Ответы детей.) Правильно, бумажный фильтр плотнее, поэтому и вода очищается лучше. Ребята, вот получилась чистая водичка. Как сделать ее волшебной? Каждый пусть скажет волшебное слово, чтобы она помогла Иванушке. Дети наклоняются над водой и шепчут волшебные слова. Позовем Аленушку с козленочком Надеваю платок и беру в руки козленочка. Дети подносят стакан воды козленочку, из-за ширмы появляется кукла Иванушки. Ну, вот, братец снова стал Иванушкой. Спасибо, ребятки. А какой бы совет вы дали Иванушке? (Ответы детей.) Хорошо, ребята, я больше не буду пить грязную воду, спасибо пойдем мы с Аленушкой дальше. Аленушка с братцем уходят. Дети подходят к фланалеграфу или (мольберту) на котором находятся иллюстрации различных водоемов. Ребята, Иванушка нашел воду в копытца, а еще где можно найти воду в природе? Мы ответим на вопрос, если отгадаем загадки и покажем картинки с отгадкой. За это вы получите синюю ленточку.
Пробегает рощу, Моет и полощет, Пробежала вдоль лужка- Искупала пастушка. (речка)
Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды - в нем отражается. Как это зеркало называется? (озеро)
Кругом вода, а с питьем беда. (море) Бегу, бегу я с песенкой. По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (ручеек) А откуда начинается ручеек? (Ответы детей.) Конечно, ручеек начинается с родничка, который появляется из земли. Если много ручейков соединится, что же получится? Сделаем свой родничок. Под музыку дети соединяют руки с ленточками, образуя родничок. Затем из ленточек моделируют ручеек, речку, озеро, волны на воде. А у нас в группе тоже есть вода из родничка, только она в бутылочке. Вода разливается по чашкам, в которых находятся трубочки. Наливаем столько воды, сколько может выпить ребенок, чтобы не расходовать лишнюю воду. В народе воду называют «матушка, царица». Почему? (Ответы детей.) Издревле, люди бережно, с любовью относились к воде. Говорили ей добрые слова. Если мы будем говорить воде ласковые слова, То ей понравится? Дети подбирают слова к воде. А теперь водичка хочет отблагодарить вас, только она разговаривает по-другому. Хотите услышать? Подуйте в трубочку. Слышите, что говорит водичка? (Ответы детей.) Ребята, понюхайте воду. Она пахнет? (Ответы детей.) А какого она цвета? (Ответы детей) А вкус у нее есть, попробуйте? Добавьте в воду немного варенья. Определите по запаху какое варенье. А теперь какого цвета стала вода? Какой у воды вкус, попробуйте? (Ответы детей) Вода растворяет вещества, которые в нее попадают. Мы часто используем это в жизни. Догадайтесь, когда? (Ответы детей) Ребята, посмотрите, что случилось с нашим озером? Рыбок нет, водоросли не растут, А что же в озере плавает? Что нужно сделать с озером, чтобы оживить его? (Дети очищают озеро, пускают в него рыбок.) Почему надо беречь воду? Как нужно беречь воду? (Ответы детей.) А как мы дома бережем воду? (Ответы детей) Молодцы, ребята, славно мы сегодня потрудились. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы добавьте словечко.
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы Кто тогда наш первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без него не может мама Ни готовить, ни стирать. Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли Чтоб варились кисели Чтобы не было беды Жить нельзя нам без….(воды)
|