ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ПОСЕВ СЕМЯН ПОМИДОРОВ И ОГУРЦОВ ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ РАССАДЫ» Воспитатель 1 кв. категории Романова Н.В. Г.КАЗАНЬ 2014 г. Агротерапия- один из новых современных методов, который рассматривается как эффективное средство комплексного воздействия на ряд двигательных и психоинтеллектуальных нарушений у детей с тяжелым нарушением речи, развитие навыков социальной адаптации, необходимых ребенку в повседневной жизни. Существенной частью этих методов является агротерапия (греч. Agros – поле) – получение детьми с ограниченными возможностями в речевом развитии трудовых навыков, связанных с выращиваем растений. Под агротерапией мы понимаем реабилитационный процесс, направленный на и (или) восстановление, компенсацию, коррекцию и развитие индивидом социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков и способностей посредством активного или пассивного взаимодействия с окружающей средой и способствующей успешной социализации ребенка в обществе.
На практических занятиях по агротерапии дети учатся подготавливать семена для рассады, сортируя их на крупные и мелкие, цветочные и овощные; высаживают рассаду, ухаживают за ней и за растениями. Занятия начинаются с детьми в возрасте от четырех лет, проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность занятий 20-25 минут. Методы и приемы, используемые в работе, всевозможные – это и наблюдения, небольшие экскурсии по территории Центра, где имеются и газоны, и огород. Это и рассматривания, чтение стихов, использование загадок, беседы об окружающем ребенка мире. Тема: Посев семян помидоров и огурцов для выращивания рассады. ЦЕЛЬ: демонстрация способа высадки мелких семян в землю для получения и выращивания рассады. ЗАДАЧИ: 1. Приобретение навыков выращивания рассады (в конце зимы или начале весны) из семян. Продолжать учить детей приемам посева семян: сделать лунки определенной глубины, положить в них по одному семечку, слегка закрыть землей. 2. Закреплять знания детей об овощных растениях (помидорах и огурцах) и их семенах. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений. 3. Вызвать желание самим вырастить растение из семян. Упражнять детей в пользовании словами «лунка», «рассада». ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ: На каждый стол ставим миски с увлажненной и просеянной землей, розетки с семенами, коробочки, палочки с с отметками, стаканчики с водой. У воспитателя рисунки плодов этих растений, коробочка с землей, поставленная наклонно. ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель ведет с детьми вводную беседу, задает им вопросы: - Какое наступает время года? - Весна. - Что происходит с растениями весной? - Греет солнышко, тает снег, природа просыпается. - Можно ли сейчас посеять семена растений в землю? - Нельзя, еще холодно. - Правильно. А почему у нас в комнате хорошо растут растения? - У нас тепло, мы за растениями ухаживаем. - Как можно ускорить рост растений и уберечь их от холода? - Посеять семена в землю, в теплом помещении, чтобы выросла рассада. - А когда можно будет рассаду в землю? - Когда станет тепло. - Сегодня мы посеем семена растений в землю, и будем ухаживать за ними. Будем наблюдать, когда вырастет рассада, которую мы потом пересадим в огород. Узнайте, семена каких растений будем сеять? (Показывает рисунки с изображением помидоров и огурцов). Правильно, это помидоры и огурцы. Покажите, у кого на столах семена помидоров? Какие они? А семена огурцов? Дети, сидящие в правом ряду, будут сеять семена огурцов, а в левом – помидоров. Сеять будем в коробочки. В них нужно насыпать землю, легко ее примять, затем палочкой сделать лунки на достаточном расстоянии друг от друга и глубиной до отметки на палочке – по одной лунке в углах и одну в середине коробочки, чтобы будущим растениям не было тесно. После этого закрыть лунки землей. Что нужно сделать, чтобы семена проросли? - Полить водой. - Как нужно поливать? Дети выполняют задание. По окончании работы воспитатель предлагает поставить коробочки на поднос и спрашивает ребят: - Куда нужно поставить посевы, чтобы семена лучше росли? - Поставить на самое светлое место, на окно. - Чтобы они скорее росли, я закрою коробочки прозрачной пленкой – сделаем как бы парничок на окне и будем ухаживать за посевами – поливать, опрыскивать. В итоге занятия воспитатель оценивает работу детей и просит убрать рабочие места.
|