Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Сорокина Анастасия Дмитриевна | |||
07.06.2016 13:27 | |||
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность исследования обусловлена Национальной доктриной развития образования в ХХІ веке, основными направлениями государственной политики в отрасли охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а так же Концепцией экологического образования в России, требованием Закона России «Об охране окружающей среды», принятым в 1991 году. Данный закон предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, главная цель которого — развитие экологической культуры общества в целом и каждого члена общества. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. В Концепции экологического образования в России определено, что результатом процесса экологического воспитания является формирование экологической культуры личности. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Сегодня должно утверждаться «экологическое, этическое и эстетическое воспитание и формирование высокой гуманистической культуры личности, способности противодействовать проявлениям бездуховности».
Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. О необходимости воспитания детей в мире природы в своих трудах отмечали такие выдающиеся деятели, как П.П. Блонский П.П., Я.А. Коменский, Й.Г. Песталоцци, Роберт Оуэн, В.А. Сухомлинский, Толстой Л.Н., К.Д. Ушинский. Коменский Я.А. считал природу единством макро и микромира и человек должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе. В современных исследованиях Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом. Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек. Сухомлинский В. А. подчеркивал, что «ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира». Толстой Л.Н. выступал против догматического учения зубрежки, призвал проводить экскурсии, целевые прогулки и наблюдения для ознакомления детей с природой. Ушинский К.Д. считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, опыты и эксперименты с объектами неживой природы способствуют формированию у детей любознательности, воспитанию эколого-целесообразного поведения, эстетического чувства и интереса к природе. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, т.к. процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры личности. Это должны хорошо знать и своевременно использовать в воспитании детей педагоги и родители. В соответствии с государственными программами экологического воспитания детей дошкольного возраста экологическое мировоззрение необходимо формировать уже в раннем детстве. Вопросами экологического воспитания и ознакомления детей с природой занимались педагоги современности С.А. Веретенникова, Л.А. Каменева, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова. Данные учёные разработали методики экологического образования детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы работы: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой». Цель работы: рассмотреть процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
Предмет исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Объект исследования – специальная серия занятий по ознакомлению с растительным и животным миром родного края в формировании начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет. В соответствии с объектом, предметом были определены методы исследования:
Было выдвинуто предположение о гипотезе, что формирование начал экологической культуры у дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при использовании специальной серии занятий по ознакомлению с миром растений и животных родного края. Реализация данной гипотезы идет через следующие направления:
В своей работе, мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта. Апробация исследования происходило в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении № 29 Г. Сергиев Посад в подготовительной группе.
|