Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект на тему: Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников
Занятия по Экологии
Автор: Теселкина Екатерина Сергеевна   
01.06.2016 07:11

Проект на тему: Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольниковПроект на тему: Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕМЕНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 "ТЕРЕМОК"

Разработала: воспитатель Теселкиной Екатерины Сергеевны г.Семенов 2016 год

I этап

Тип проекта:

по методу — фронтальный, информационно — исследовательский, краткосрочный (январь, февраль, март) по содержанию: ребенок — общество и его культурные ценности.

 

Скачать проект

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители воспитанников, библиотекарь, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность

Почему данный проект актуален? В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба.

Известно, что одной из основ познавательно и речевого развития является ознакомление детей с миром природы. Образ мира природы формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

По результатам многих исследований, у детей дошкольного возраста, недостаточно сформирована экологическая культура и экологического воспитания, и проблема заключается в том, что у детей недостаточно развиты любознательность, потребность узнать новое, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. Между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к познанию окружающего мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Помимо этого, современная эпоха экологических катастроф предъявляет высокие требования к нам, жителям планеты Земля. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. Но при этом не каждый взрослый знает специфические характеристики поведения экологической культуры на каждом возрастном этапе развития личности.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика, которые раскрывались в трудах П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой и другими.

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

В современных исследованиях Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.

Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.

В теории и методике экологического воспитания аспектами изучения проблемы выявления особенностей формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ занимались: Л.С. Игнаткина, которая использовала в работе по формированию динамических представлений о животных в группах детей среднего возраста серии картин, изображающих различные отрезки их жизни и условия их обитания.

Немаловажное значение имеет и экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Проектная деятельность нашего ДОУ успешно реализуется не первый год и работа направлена не только на детей, но и на родителей и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Исходя из данной проблемы прослеживается необходимость более глубокой работы с детьми и семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры.

Теоретическое обоснование личного вклада.

Планирование работы основывается на содержании основной образовательной программы МБДОУ детского сада № 2 «Теремок» и заложенной в неё современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) которая признает самоценность дошкольного детства, и построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а так же способностей. Построение всего образовательного процесса опирается на дидактический принцип развивающего обучения и научное положение JI. C. Выгодского, о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие [3], а ФГОС ДО нацеливает нас на такие принципы: полноценное проживание всех этапов детства ребенком, обогащение (амплификация) детского развития, приобщение детей к социально культурным нормам, традициям семьи, общества и государства, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса, п. 1.4. [2, 6].

Условия формирования личного вклада

Известно, что одной из основ познавательно и речевого развития является ознакомление детей с миром природы. Образ мира природы формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

Я включилась в работу, будучи воспитателем средней группы, продолжила ее в старшей группе, не оставила я данную тему и в младшей группе, ведь результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что именно в раннем детстве формируется предметная деятельность, то есть объектом познания являются окружающие предметы, в том числе и из мира природы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир природы по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с объектами природы, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями из мира природы.

Выбор данной темы обусловлен, во-первых, введением ФГОС ДО, в котором область познавательного и речевого развития особо влияет на становление личности и характера воспитанника и в котором целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства ориентируют нас на развитие такого воспитанника, который овладел бы установкой положительного отношения к миру, элементарными представлениями из области живой природы, любознательностью, заинтересованностью причинно-следственными связями и склонностью к наблюдениям и экспериментам.

Во-вторых, в условиях стремительных научных открытий, мы забываем, что каждый человек является частичкой природы и именно с детского дошкольного возраста необходимо начинать знакомство с природой

В-третьих, условием выбора и дальнейшей углубленной работы по темы стало и территориальное расположение нашего детского, который находится в отдаление от мегаполисов, его окружают поля, леса, богатые природными объектами, которые в свою очередь является непосредственной предметно-пространственной средой, так называемым окружением воспитанников нашего ДОУ. Поэтому богатство природного ресурса является главным условием, которое может воздействовать на личность ребенка в плане его образования и воспитания.

Мною было принято решение реализовать работу при тесном взаимодействии с социумом, путем интеграции проектного метода и средств ИКТ. Совместно с воспитанниками старшего дошкольного возраста и их родителями мы включились в познавательную деятельность через ознакомление с миром природы, отражающую тему моей презентации.

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста конкретных, чувственных представлений об окружающем мире природы в котором они живут, подведение к необходимому овладению элементарными представлениями из области живой природы, естествознания. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, средствами организации просвещение направленное на формирование представлений о мире природы у всех членов семьи

Задачи:

1. Создание условия для ознакомления воспитанников с правилами грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам живой и неживой природы.

Развивать у детей любознательность средствами наблюдения, экспериментирование, знакомства с художественными и музыкальными произведениями.

2. Подводить детей к пониманию явлений природы через наблюдения за ней.

3. Закреплять представления старших дошкольников о растениях ближайшего окружения (деревья, кустарники, травянистые)

4. Развивать умения старших дошкольников замечать изменения природы, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и сезонными изменениями

5. Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей.

6. Вызвать желание отражать окружающую действительность, природу с помощью продуктивной деятельности

7. Вовлечение социальных партнеров (семьи воспитанников, работников библиотеки) в образовательный процесс по ознакомлению с природой

8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через формирования основ экологического воспитания

АНКЕТА

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  1. Любит ли ваш ребёнок природу?
  2. Считаете ли Вы важным приобщение детей к миру природы
  3. Знаете ли Вы о проблемах экологии?
  4. Часто ли бываете с ребёнком на природе?
  5. Приходилось ли вам вместе с ребёнком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
  6. Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
  7. Приходилось ли вам вместе с ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?
  8. Хотели бы Вы узнать о методах приобщения детей к миру природы?

Результаты анкеты

  1. Да -14 ч (93%) нет- 1 (7%)
  2. Да -15 (100%) нет- 0 (0%)
  3. Да-10 (50%) нет-10 (50%)
  4. Да-12 (60%) нет-8 (40%)
  5. Да — 4 (27%) нет- 11 (73%)
  6. Да — 10 (67%) нет- 5 (33%)
  7. Да -5 (33%) нет-10 (67%)
  8. Да -15 (100%) нет- 0 (0%)

Вывод: Анкетирование показало, что дети, в основной своей массе, любят природу, все родители считают необходимым приобщение их к природе, 10 из 15 родителей имеют представления об экологических проблемах, 12 из 15 родителей с ребенком регулярно находятся на природе, 4 родителям из 15 приходилось наблюдать природные явления, у 10 родителей дети совершали хороший поступок по отношению к природе, 5 родителям приходилось сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы, и все родители пожелали узнать о методах приобщения детей к миру природы.

Даны рекомендации: Продолжать знакомить детей с миром природы, активно проводить наблюдения за природными явлениями, беседовать, сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год