Интегрированная НОД по экологическому воспитанию в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет «День Земли» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Корогодина Марина Викторовна | |||
24.10.2021 20:04 | |||
Интегрированная НОД по экологическому воспитанию в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет «День Земли» Цель: формирование представления о том, что Земля – наш общий дом, привитие любви и бережного отношения к родной планете. Программные задачи:
Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулках; беседы о природе; чтение художественной и познавательной литературы о животном и растительном мире, явлениях живой и неживой природы; дидактические игры; знакомство с запрещающими знаками о природе; обсуждение педагогических ситуаций.
Оборудование: проект плаката с изображением рук человека, держащих нашу планету; шапочки лисы, бобра, медведя, ежа, совы; эмблемы «Листочки» и «Цветочки»; разрезные картинки с изображением насекомых; набор картинок с изображением животного и растительного мира для размещения на плакате; игровые поля с природными зонами и картинки с обитателями этих природных зон; набор картинок с изображением красоты природы в разное время года и картинок экологических катастроф. Ход досуга Воспитатель: Ребята, 22 апреля в разных странах нашей планеты отмечается День Земли. Как вы думаете, что это за праздник? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, этот праздник призывает всех людей ощутить общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. А для кого наша Земля еще является домом? Дети: Для растений, животных, птиц, рыб, насекомых. Воспитатель: Но не всегда в нашем доме бывает чистота и порядок. Вот послушайте, что расскажут об этом наши соседи по планете. Сценка Воспитатель: Друзья, что произошло, почему вы плачете? Медвежонок: Я наступил в лесу на битое стекло и поранил лапку, мне больно. Ежик: Я хотел собрать яблок, но не смог, под деревом кто-то набросал пластиковых бутылок. Лиса: Вчера сгорел мой дом, дети не потушили разожженный костер. Бобр: Сегодня сломалась моя плотина, люди набросали на нее много мусора и она не выдержала. Сова: Кто-то спилил мое дерево, мои детки погибли. Звери хором: Ах, мы бедные, ах, мы несчастные, никто о нас не думает, никто не жалеет. Воспитатель: Дети, но это же ужасно, давайте покажем зверям, что мы любим природу и заботимся о ней. Ко Дню Земли я предлагаю вам, ребята, выпустить плакат, который напомнит о необходимости беречь и заботиться о нашей планете. Я уже начала его изготовление, но без вашей помощи мне не обойтись. Необходимые детали плаката мы будем добывать, выполняя задания. Работать будем все вместе и командами. Для этого вам необходимо выбрать себе эмблему. (Дети выбирают изготовленные заранее эмблемы в виде листочка и цветка) Воспитатель: У нас получились две команды «Листочки» и «Цветочки». Задание для команды «Листочки». Вам предстоит собрать разрезные картинки и узнать изображенных на них насекомых. А пока вы будете выполнять задание, команда «Цветочки» будет отвечать на вопросы. (Дети из команды «Листочки» идут собирать разрезные картинки за столы, а дети команды «Цветочки» остаются с воспитателем отвечать на вопросы) Воспитатель: Команда «Цветочки», слушайте внимательно вопросы о растениях: 1. Назовите, какие вы знаете лекарственные растения? (клевер, репейник, мать-и-мачеха, лютик едкий, тысячелистник, алое, щавель, ландыш майский, василек, крапива, гвоздика травяная, гусиная лапка, пижма, шиповник) 2. Какие грибы называются также как деревья, под которыми они растут? (подберезовик, подосиновик) 3. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся м 4. Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и гарь, обогащают воздух чистым кислородом) 5. Почему растение называется мать-и-мачеха? (снизу листик теплый, мягкий, как мать, а сверху – гладкий, холодный – мачеха) 6. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (красный мухомор служит лекарством для лосей) 7. Для чего нужна трава? (для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух) Воспитатель: Молодцы. А сейчас пойдем вместе со мной и проверим правильность выполнения задания вашими товарищами. (Дети с воспитателем проверяют правильность составления разрезных картинок. Воспитатель задает дополнительные вопросы команде «Листочки», в случае затруднения, помогают дети из другой команды) Воспитатель: Чем интересен жук-олень? Дети: Это редкое насекомое, занесенное в Красную книгу. Воспитатель: А почему у Божьей коровки такая яркая окраска? Дети: Это защитная, предупреждающая окраска. Воспитатель: Команды хорошо справились с заданием, получайте недостающие части и наклеивайте на Землю на нашем плакате. (Дети размещают на плакате картинки с изображением представителей животного и растительного мира). Воспитатель: Следующее задание для команды «Цветочки». Вы должны разместить животных по природным зонам, а пока вы будете самостоятельно выполнять задание, команда «Листочки» будет отвечать на мои вопросы о птицах. (Команда «Цветочки» приступает к выполнению здания по расселению животных по природным зонам на столах). Воспитатель: Команда «Листочки» отвечает на мои вопросы о птицах. 1. Для чего птицам нужен хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем) 2. Какие птицы и насекомые предсказывают погоду? (Ласточки, стрижи – низко летают перед грозой, муравьи прячутся в домики перед ненастьем, комары вьются к теплой погоде) 3. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов) 4. Почему глухаря так назвали? (Когда он поет – токует – он глохнет) 5. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, сокол, сова) 6. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на дерево? Назовите перелетных птиц? (Журавли, ласточки, грачи, скворцы, гуси, кукушка, соловей). Воспитатель: Вы правильно ответили на вопросы, и сейчас я предлагаю проверить, как справились со своим заданием ваши друзья. (Проверка детьми другой команды выполнения задания) Воспитатель: За выполненные задания вы получаете следующие части плаката, размещайте их. (Дети размещают на плакате картинки с изображением представителей животного и растительного мира). Физкультминутка Природа — наш огромный ДОМ, и всем найдётся место в нём: Букашке, зверю и побегу, и дереву, и человеку. Хоть ДОМ большой, но хрупок он — ему всё хуже с каждым днём. Не враг вредит из века в век — природу портит человек. Но, может, скоро мы поймём, что мы неправильно живём, Что ДОМ наш охранять должны от грязи, злобы и войны. Чтоб в ДОМЕ нашем навсегда царили мир и чистота! Воспитатель: В природе все взаимосвязано. Вы согласны с этим утверждением? Я предлагаю это проверить в игре «Пищевые цепочки». Команды, получайте конверты и составляйте пищевые цепи. После выполнения задания, поменяйтесь столами и проверьте, как справились с заданием ваши товарищи. (Проверка детьми выполнения заданий.) Воспитатель: Получайте картинки для нашего плаката, продолжим заселять нашу планету. А сейчас предлагаю всем вместе обсудить разные экологические ситуации и найти правильное решение: 1. Ребята! Посмотрите, береза плачет. Недобрые люди сделали ранки у нее весной и пили березовый сок, а этот живительный сок корни из земли вытягивают. Пока не напьются им все веточки его и почки, листья не развернутся. Надо помочь дереву. Как остановить сок? (Замазать ранки смолой, сырым песком, глиной, забинтовать, завязать) 2. Ребята в лесу нашли птичье гнездо с яичками: «Вот здорово! Возьмем эти яички с собой домой, из них вылупятся птенчики и будут жить у нас дома. Мы будем заботиться о птенцах» — решили ребята и взяли гнездо с собой. Правильно ли они поступили? (Нет. Птенцы погибнут, им нужно материнское тепло) 3. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком-тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо-невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты? (Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу, как лекарственное растение) 4. Борис с Алешей решили посмотреть, как муравьи откладывают яички в муравейнике. Взяли большую палку, стали разгребать муравейник. Муравьи засуетились, пытаясь спасти яички, перенести их в безопасное место. Как вы думаете, что этим мальчикам сказала мама? (Что нельзя разорять муравейники, так как на постройку нового уйдет много времени, а яички могут погибнуть) 5. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать? (Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть) 6. Ребята на прогулке набрали в банку дождевых червей, закрыли крышкой, поставили и забыли про них. Что случилось с червяками? И как бы вы поступили? (Без воздуха и влаги червяки погибнут их надо выпустить, они очень полезны. Червяки рыхлят землю, чтобы корням растений проходила влага и воздух). Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете, как правильно нужно вести себя в природе. Я думаю, что вы будете не только знать, но и обдуманно поступать. Посмотрите на наш плакат. Мы держим в руках нашу прекрасную Землю, оберегая ее. От чего? Выберите подходящие по смыслу картинки, наклейте внизу плаката, и расскажите, что губит нашу планету? (Дети выбирают из картинок благоприятной обстановки в природе и экологических катастроф необходимые по смыслу. Затем, размещают их внизу плаката и объясняют свой выбор). Воспитатель: Наш плакат почти готов. Осталось придумать ему название. ( «Берегите Землю!», «Живи, Земля!» «Земля – наш дом!»). Название помещается на плакат. Воспитатель: Посмотрите, вот такой плакат у нас получился! Как вы думаете, где мы можем его разместить? (Ответы детей). Предлагаю всем вместе пойти и повесить его. г. Курск МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» воспитатель: Корогодина М.В.
|