«Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO — технологии».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально — личностному развитию детей № 9 «Семицветик»
Ф.И. О. авторов/реализаторов практики Ульдина Ирина Викторовна
- тип представленной образовательной практики:
- образовательная практика
- направление представленной практики:
- Обновление содержания и технологий дополнительного образования.
- Ключевые слова образовательной практики: экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность, сотрудничество, команда, социализация, успешность.
- На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- дополнительное образование детей и взрослых
- группа участников образовательной деятельности направлена на:
- воспитанники средне-старших групп
- родителей.
Данная практика направлена обучить участников внедрению LEGO -технологии с целью повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Практика связана с технологией LEGO — конструирования, как способа формирования знаний детей о мире животных, растений, которая позволяет воссоздать образ в действительности, развивая мыслительные, художественно-эстетические, конструкторские способности ребенка. Представленная практика расширит знания детей о мире животных, растений, поможет развить конструктивно-модельное творчество, воспитать бережное отношение к миру природы.
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Формирование бережного отношения к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е, уметь видеть и переживать красоту природы. Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающему миру имеет большое значение в жизни ребенка в дошкольный период. Мир животных и растений необычайно разнообразен и привлекателен и для дошкольников. В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животному и растительному миру природы. Оказалось, дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животных, неумение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее. Дошкольники в игре часто используют готовые макеты животных, деревьев, но никогда сами не строят их из лего-деталей. Одним из эффективных способов, оказывающих влияние на уровень экологического образования дошкольников, является применение LEGO — технологии.
Цель: Развитие познавательных, творческих, конструкторских способностей дошкольников и повышению уровня экологической воспитанности, на основе различных модификаций наборов «Лего-конструирование».
Задачи:
- Развивать у дошкольников пространственное воображение, творчество, креативность и умение работать в паре, команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.
- Развивать познавательный интерес к миру природы.
- Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.
- Совершенствовать у дошкольников умения устанавливать связь между строением и назначением функциональных частей объекта, практические навыки конструирования и моделирования по образцу, схеме, операционной карте, условиям, по собственному замыслу.
- Научить выделять характерные особенности животных, растений при моделировании.
- Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности. 7. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. 8. Повысить интерес родителей к конструктивной деятельности как основе первоначальных инженерных навыков у детей через организацию активных форм работы с ними.
Основная идея практики связана с технологией лего- конструирования, как способа формирования знаний детей о мире животных, растений, которая позволяет воссоздать образ в действительности, развивая мыслительные, конструктивно-модельные, художественно-эстетические способности ребенка.
- расширится представления о природе
- сформируется начала экологической культуры у детей
- у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через LEGO конструирование, как результат дети участвуют в проектной деятельности в выставках «LEGO природа».
Принципы:
- Принцип «субъектности деятельности» — заключается в том, что ребенок выстраивает деятельность самостоятельно: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п.;
- Принцип творчества — означает приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности;
- Принцип вариативности- предполагает формирование способностей ребенка к отбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;
- Принцип психологической комфортности– заключается в создании на занятиях доброжелательной атмосферы; развитии диалоговых форм общения.
Используемые современные образовательные технологии: личностно-ориентированных технологий, технологии организации проектно-исследовательской деятельности, ИКТ-технологии, технология развивающего обучения, технология сотрудничества: направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия; технологии дифференцированного обучения, технологии проблемного обучения. Методы организации учебного процесса: словесные: вербальные (беседа, объяснение, дискуссия, рассказ); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (практические работы); продуктивные (проблемные, поисковые). Формы организации учебной деятельности: теоретические занятия, практические занятия, конкурсы, разработка и защита проекта, выставки, викторины, встречи с интересными людьми. По формам познавательной деятельности учащихся: фронтальная форма; микрогрупповая форма; групповая форма; индивидуальная форма.
Ожидаемые результаты:
Практика предоставит каждому ребенку возможность не только получать знания о мире животных и растений, но и развивать художественно-эстетические, творческие и конструктивные способности, формировать коммуникативные навыки, открыть начальные предпосылки исследовательской деятельности. Разнообразные ситуации общения с животным миром заинтересуют дошкольников, дадут им большой запас представлений об их особенностях, повадках, сформируют навык взаимодействия с ними. Дети научатся моделировать разных животных из лего- деталей и использовать их в игре. Эстетическое восприятие окружающего мира обеспечат родители своим детям непосредственным «живым» совместным общением с природой.
Средняя группа 4-5 лет
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к легоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства
- Моделирует предметы и механизмы с использованием деталей LEGO на основе, образца, простейшей схемы, по замыслу.
- Способен дополнить свою модель деталями, обыграть её используя дополнительные элементы.
- Объединиться в игре со сверстниками.
- Совершенствует способы соединения деталей и мелких элементов конструктора Lego между собой.
- Способен назвать свою постройку, объяснить назначение функциональных элементов. Договориться со сверстниками о совместной игре или постройке.
Старшая группа 5-6 лет
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать
- знаком с основными компонентами конструктора LEGO; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную задачу.
- Способен сравнить свой результат с замыслом; оценить достижения сверстников; развить их техническую идею.
- Владеет навыком сюжетной постройки на основе конструктора LEGO
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором
- Объясняет особенности постройки, соотнося со схемой.
- Договаривается со сверстниками о совместной постройке, сюжете.
- Анализируя технические идеи других высказывает свои предпочтения.
- способы/средства/инструменты измерения результатов
Входной контроль: беседа, игра.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практическая работа.
Промежуточный контроль: выставка, конкурс, исследовательская работа.
Итоговый контроль: конкурсы, исследовательская работа, открытое занятие, итоговое занятие, игры.
При реализации данной практики следует предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:
- Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.
- Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.
Устранение рисков:
- Корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников;
- Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте учреждения и т.д.).
|