Воспитатель: Хохрикова Татьяна Владимировна. Г Кемерово Кемеровская область. МАДОУ №103 Цель: формирование системы знаний о природе родного края, ее обьектах и явлениях, представлений о взаимосвязи в природе и взаимодействии с ней человека. Задачи: Образовательная : расширять представления о насекомых родного края. Развивающая: развивать память, внимание, мышление, умение высказывать свое мнение. Воспитательная : воспитывать эмоциональное и чувственное отношение к окружающему. Словарь: крылатые, бескрылые, цветы-медоносы. Оборудование: специально созданное пространство-«полянка», на ней насекомые (готовый набор), иллюстрации из книги «Найди меня»(С-ПБ. «Нева», 1998г),картинки к игре « Крылатые-бескрылые », прозрачная банка, иллюстрации растений – медоносов, мяч, карандаши, бумага.
Предварительная работа. Чтение и заучивание стихотворений, загадок о насекомых, чтение книги «Природа Кузбасса» А. Куприянов, Ю. Манаков, дидактические игры на классификацию, речевые игры типа « Кто это?», «Что делает?» Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (пчела) правильно пчела, послушайте как пчела жужжит, волнуется, что то хочет нам сказать. (Подносит пчелу к уху) Случилась беда! На полянку пришел Незнайка, поймал пчелу и посадил ее в банку. Что же делать? Дети высказывают свои предложения. Потом решают, что надо пойти на полянку и обьяснить Незнайки, что он поступает неправильно. Играет музыка дети идут на полянку. На полянке много разных насекомых. Воспитатель: Когда в душистом сквозняке Присядешь летом в сосняке, Внимательно вглядись вокруг, Ты многое увидишь вдруг: Личинку тащит муравей, Спешит куда то меж корней, Большой сосны на толстый сук Уселся золотистый жук, Порхает легкий мотылек Пьет хоботком душистый сок, И собирает мед пчела- Все заняты, у всех дела. Мой друг внимательно вглядись, Волшебную увидешь жизнь. Воспитатель: О ком же это стихотворение? Какие насекомые нам встретились? (ответы детей) Насекомые -это древнейшие обитатели нашей планеты, появились они примерно 250 миллионов лет назад и прекрасно приспособились к жизни на планете. Где они обитают?(ответы детей: в воздухе, на земле, на воде) А какие насекомые живут в нашем крае?(ответы детей: зеленые и серые кузнечики, стрекоза, божья коровка, жук-водомерка, муравьи , пауки, клопы) На полянке появляется незнайка. В руках у него прозрачная банка, в ней пчела. Незнайка: Меня ужалила пчела, Я закричал : «Как ты могла?» Пчела в ответ: «А ты как мог сорвать любимый мой цветок. Он мне был ужасно нужен, Я берегла его на ужин». Воспитатель с детьми рассуждают, почему же Незнайку пчела ужалила. Дети предполагают, что пчела просто защищалась. Воспитатель: А вы знаете как защищаются другие насекомые? Они прячутся. Хотите, я вам покажу? Тогда садитесь, отдохните (показ картинок) Незнайка, вспомни, что говорила тебе пчела про цветок? (Незнайка вспоминает, что пчела осталась без ужина.) Ребята, а вы знаете. Чем питаются пчелы? Где берут нектар? (рассказ воспитателя как пчела добывает нектар, а из нектара как получается мед. ) Значит ,ты Незнайка помешал пчелке собирать нектар, а она так трудилась, работала. А знаете ли вы, какие цветы-медоносы растут в нашем крае? (Ответы детей: мать-и-мачеха, ива, черемуха, липа, иван-чай). Незнайка, а ты любишь мед? Незнайка: Я очень люблю мед ,я все понял я обидел пчелку, сейчас я ее отпущу! (садит пчелку на цветок) А еще я люблю играть. Воспитатель предлагает пойти на полянку и поиграть в игру. ( физ-минутка « Я нашла себе жука») Я нашла себе жука , На большой ромашке Не могу держать в руке, Пусть сидит в кармашке. Лапок шесть, а глаза два, Трещинка на спинке, Вот хорошая трава На, поешь травинку. Вот упал зеленый жук, Нос измазал пыль, Улетел зеленый жук, Улетел на крыльях Воспитатель: Незнайка, ребята сейчас загадки тебе загадают о насекомых ,а ты их отгадай.( дети загадывают загадки) А сейчас мы поиграем в игру. Скажите пожалуйста, что умеют делать насекомые?( ползать, летать, плавать, прыгать.) Сейчас я буду бросать мяч и называть насекомое, а кто поймает мяч тот скажет, что насекомое делает: прыгает, плавает, ползает или летает.(игра). А теперь наоборот, я называю что делает насекомое, а кто поймает мяч называет насекомое. А сейчас Незнайка, ребята тебе прочитают стихи о насекомых.(Стихи) Воспитатель: Незнайка, а ты обратил внимание, что на нашей полянке есть насекомые которые не умеют летать? Ребята, как они называются? ( бескрылые) Правильно, молодцы. А есть ли на нашей полянке крылатые насекомые? Я вам сейчас раздам картинки, на них изображены насекомые, крылатых нужно посадить на цветок, а бескрылых на полянку. (Незнайка спрашивает ребят, почему они так сделали; ребята обьясняют свой выбор.) Воспитатель: Незнайка, а ты хочешь нарисовать насекомое? Незнайка: Да, я хочу нарисовать пчелу! Я правда больше никогда небуду обижать насекомых. Воспитатель: Молодец! Я предлагаю ребята вам взять карандаши, и нарисовать на выбор насекомое по желанию детей. Незнайка: Спасибо ребята, мне пора идти домой. Воспитатель: Незнайка, а хотел бы ты узнать, какую пользу приносят насекомые? Тогда до встречи на нашей полянке в следующий раз.
|