Путешествуя по экологической тропе. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Караваева Наталья Викторовна | |||
24.06.2015 11:56 | |||
Путешествуя по экологической тропе. Составила воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ№118 г.Комсомольска-на-Амуре КАРАВАЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА История создания экологической тропы, её актуальность, цель и задачи, этапы создания. Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В 90-е годы появился ряд авторских экологических программ, и вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ. Впоследствии, отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников были сформированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического воспитания. Так как современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Ведь мы все должны научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к природе. В результате этого и в нашей стране появился ряд документов, где указано о необходимости формирования системы непрерывного экологического образования. Один из них – это проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
Итак, можно сказать, что во второй половине 20 века, наше государство стало уделять много внимания непрерывному экологическому образованию, в том числе и у дошкольников. Цель и задачи экологического образования Можно выделить основную цель экологического образования — формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Эту цель можно решить посредством следующих задач:
Я считаю, что очень важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологической направленности, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, мог бы самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя с ними. Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду является экологическая тропа. Впервые понятие экологическая тропа появилось в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «Заповедника для пешеходов» — проложить тропу по Аппалачскому хребту. Эта тропа стала любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США. Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки, Канады, Франции, Великобритании и других странах. В последние годы многие школьные и дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию. Можно выделить три типа экологических тропинок:
Возникает вопрос: По каким критериям отбираются объекты экологической тропы? Я придерживалась двух основных критериев:
Этапы создания экологической тропы МДОУ №118 1. Создание экологической тропы началось с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Я сфотографировала детский сад, все объекты нашей экологической тропы и необходимые ориентиры, вывела их на фотобумаге и заламинировала. Объекты экологической тропы:
Тропа Здоровья – спортивная площадка
Исследовательская (песочница)
Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Перечень метеооборудования:
На метеоплощадке также находятся:
2. Приклеила их на лист фанеры в соответствии с их местоположением. Получилась своеобразная карта-схема экологической тропы. Установила её в начале тропы. 3. Выбрала вместе с детьми хранителя экологической тропы – Грибка Боровичка. И установили его в начале экологической тропы. Изготовили его из подручных материалов: туловище из спила дерева, голова из пятилитровой бутылки, окрашенной в желтый цвет. Шляпа из старого тазика, глаза из очков для плавания. Руки из веревок, прикрепленных к дереву степлером для мебели. Кисти рук — перчатки, прикрепленные к веревке. Ноги сделаны из детских туфлей. На нем надеты детские штанишки. Кармашек нашит впереди. Волосы из ниток, прикрепленных степлером к верху сруба степлером. В кармашек кладутся задания для детей, иногда конфеты за помощь. Здесь же находятся необходимые материалы и инструменты для исследования и работы на тропе. 4. Вместе с детьми своей группы мы сочинили девиз и речёвку для нашей экологической тропы. ДЕВИЗ «По тропинке мы шагаем А вокруг берёзы, ели, РЕЧЁВКА «Раз, два, три, четыре, Смелые, умелые, на солнце загорелые. Очень дождика мы ждем. 5. Изготовили эмблемы для детей 6. На каждой точке экологической тропы создали сказочного персонажа, который рассказывает детям об особенностях данного экологического объекта:
7. Составила рекомендации по использованию объектов экологической тропы для работы с детьми 8. Составила картотеку:
ВЫВОД Можно сказать, что экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, помогает детям изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
|