Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) на тему: «Защитники природы» для детей подготовительной группы. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Дмитриева Татьяна Владимировна | |||
26.09.2024 13:46 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) на тему: «Защитники природы» для детей подготовительной группы. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Развитие у детей базовых принципов экологической культуры. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Предварительная работа:
Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей. Ход НОД Воспитатель: Друзья, наступила замечательная пора года, и природа начинает оживать после затяжной и холодной зимы. Наша планета удивительно прекрасна! Интересно, как бы выглядела она с высоты птичьего полета? Как можно осуществить такой взгляд? (предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…) -Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места. Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре» (дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS (аудиозапись)) Воспитатель: Слышите, этот сигнал SOS? Он исходит от тонущего корабля, и любой, кто его услышит, независимо от места проживания и языка, поймёт: где-то происходят трагические события, и люди просят о помощи. Но сейчас этот сигнал исходит не от людей. Я знаю, откуда он слышен. Друзья, угадайте загадку, и тогда вы тоже это поймёте. «Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят Ваню – земляникой, Таню – ежевикой, Машеньку – орешком, толю – сыроежкой. Катеньку – малиной, Васю – хворостиной. Догадались, что это за чудо – богатырь?» Дети: (лес) Да, ребята –это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось? Ребята оказываются на созданной в лесу поляне, где расположены несколько пней, разбросанные предметы, одна березка с поломанными ветвями и изрезанным стволом, а рядом струится «река», наполненная «мусором». Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи? (предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…) Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как — то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать? (Предложения детей: надо всё убрать …) Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки. Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали. А куда можно деть этот мусор? (предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры в помойку) Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось. (Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке). Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка? - Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком. Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки – радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол? (Предположения детей: они ломали ветки для костра…) Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье. Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске. Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц. Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц». Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация. Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску. Воспитатель прикрепляет знаки – загрязнение воды и воздуха –выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей. Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду? (Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …) Воспитатель: Да, ребята, существуют специальные фильтры для очистки, которые были созданы людьми с целью уменьшения загрязнения воды и воздуха. Если такие устройства будут установлены повсюду: на производственных предприятиях, фабриках и автомобилях, то наше дыхание станет более свежим, а атмосфера — значительно чище. Реки будут очищены, а леса и поля вновь заполонят цветы. Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии») 2017 год в нашей стране объявлен –годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое –экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать? Дети: (экология –это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда) Воспитатель: — Да, ребята –экология –это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему-года экологии-что там изображено? Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…) Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь. -Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему –нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем. (Просмотр детьми видео) -Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое- «Красная книга» -Кто-нибудь может рассказать –что он запомнил из посмотренной передачи? -Зачем люди создали – «Красную книгу»? (Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор –они охраняются –законом. И никому нельзя уничтожать их.) -Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите –я приготовила –саму книгу-вот она (показ книги) -Почему она красного цвета? Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги) Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички. -Что обозначают страницы –красного цвета? Дети: (На красных страницах – те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь) Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого –какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия) Дети: (Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…) Воспитатель: — А, что обозначают жёлтые страницы? Дети: (-На жёлтых страницах –те растения и животные –количество которых быстро снижается) Воспитатель: -Дети, у кого есть –жёлтые страницы-покажите и назовите этих животных и растения. Дети: (речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…) Воспитатель: — А, белые страницы есть? Что они обозначают? Дети: (На белых страницах –животные и растения, численность которых всегда была невелика.) (Филин, сова…) Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают? Дети: (Это самые печальные страницы-на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.) Воспитатель: -Покажите и назовите их. Дети: (Карликовая берёзка) Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают? Дети: (Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания) Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти? Дети: (Прибайкальский шмель) Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других. Воспитатель читает стихотворение: «Охраняется Красною книгой Столько разных животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери на нашей планете, Охраняются даже цветы.» Воспитатель: — А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки. (Дети надевают –шапочки и садятся на ковёр) Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится –о нём -выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим. Воспитатель начинает читать стихотворение, в то время как дети, одетые в соответствующие шапочки, собираются в круг и берутся за руки. «Все на свете, всем нужны! И рыбы не меньше нужны, чем слоны Нельзя обойтись без лягушек нелепых И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед, и кто делает яд, Нам птицы нужны и нужны пауки Нельзя обойтись никому без воды! И солнце, и воздух нужны и земля. Ещё без растений никак нам нельзя. Да, если мы с кем-то не очень дружны- Мы все-таки очень друг другу нужны! А если нам кто-то лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется.» Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь. В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите настоящими друзьями природы и её защитниками. Воспитатель вручает детям –медали-эмблемы- «Защитники природы». Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты. Просмотр видео-песня о защитниках природы. Список литературы
|