Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Организация развивающих центров детской активности этно-экологической направленности»
Занятия по Экологии
Автор: Калинина Алтынай Иватовна   
30.03.2024 10:48

«Организация развивающих центров детской активности этно-экологической направленности»«Организация развивающих центров детской активности этно-экологической направленности»

автор: Калинина Алтынай Иватовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 120» г. Сыктывкара

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы по организации развивающих центров детской активности этно-экологической направленности.

Этно-экологическую среду группы мы условно разделили на две составляющие: «Природа» и «Родной край». Между собой они взаимосвязаны, так как экологическое образование детей с учётом этнокультурного компонента предполагает в первую очередь формирование устойчивого интереса к природе родного края.

 

Скачать конспект

Проблема детей нашей группы — отсутствие представлений о растительном и животном мире, о населённом пункте, достопримечательностях — связана с возрастными особенностями. Дети 3-4-х лет только начинают проявлять познавательный интерес к окружающему миру.

Актуальность проблемы способствовала организации центров детской активности для формирования у детей основ этно-экологической культуры, через деятельностный подход.

Мы разработали план по организации развивающих центров активности этно-экологической направленности и поставили перед собой задачу — сформировать представления о растительном и животном мире, родном посёлке, достопримечательностях.

В зоне «Природа» расположили «Центр экспериментирования».

Он содержит столы для игр с песком и водой, природный, бросовый материал, пособия, всё необходимое оборудование. Центр имеет практическую направленность.

в ходе экспериментирования и опытов у детей

  • формируются осязательно-двигательные действия,
  • формируются представления о свойствах воды, песка, о состоянии веществ.

Цель центра: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности и формирования ключевых компетентностей ребёнка

Основные виды детской деятельности в центре:

1. Практическая деятельность (игры-эксперименты с водой, песком, глиной, опыты)

В ходе простых опытов и экспериментов дети учатся обследовать предметы: рассматривают, ощупывают, определяют запах, вес, размер, цвет, сравнивают, учатся делать выводы, обобщать увиденное в ходе экспериментирования.

2. Продуктивная (рисование на песке, лепка, конструирование из камешков)

3. Игровая деятельность

Опыты развивают интерес к исследовательской деятельности, расширяют представления детей о свойствах предметов, сделанных из различных материалов, их весе, структуре. Дети узнают, вода жидкая, льётся, окрашивается, что песок состоит из песчинок. Из сухого песка невозможно слепить что-либо, а из мокрого песка возможно.

На влажном песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет. На песке можно рисовать.

Содержимое центра экспериментирования

Оборудование и материал:

  • набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера, подносы, формочки, предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций
  • Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости разного размеров, стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки
  • природный материал (камень, дерево, бумага, камешки, ракушки, шишки, листья, плоды, семена)
  • сыпучие продукты (горох, манка, мука, соль, сахар, крахмал);
  • бросовый материал разных видов: из пластмассы,
  • камешки Марблс, поролоновые губки разного размера, формы, трубочки, коллекции тканей, палочки, воронки, сито, клеенки,
  • пластиковые подносы,
  • комплекты защитной одежды (нарукавники, фартучки)
  • доступные приборы (лупа, песочные часы, вертушки, магниты)

Следующий центр – «Центр организации наблюдения и труда».

Локация — подоконник. Место для наблюдений в природе, чтения, бесед и размышлений.

Удачное расположение группового помещения на первом этаже, наличие низкорасположенных окон и широких подоконников дали нам возможность создать Центр для организации наблюдений. Идея организовать центр наблюдения на подоконнике – возникла из детской инициативы и ежегодного праздника. 10 декабря праздник — День сидения на окне.

Из окон группы открывается прекрасный вид на макросреду детского сада. Свои наблюдения за погодой дети фиксируют в интерактивном календаре.

Цель центра активности: приобщение ребёнка к миру природы

Оборудование:

коврики, пледы, природоведческая и художественная литература, альбомы с иллюстрациями, аудиозаписи: звуки природы, классическая и релаксирующая музыка, аудио сказки.

Основной вид деятельности — Наблюдение в природе

Отсюда дети наблюдают за строением берёзы, сосны, рябины за прилетающими на прогулочные площадки птицами, плывущими облаками, небом, солнцем, осадками, временем суток, сезонными изменениями и т.д.

  • рассматривают альбомы, иллюстрации сказок о животных, играют.
  • слушают природоведческую и художественную литературу, классическую музыку.

Локация на подоконнике является безопасной, так как оконная система выполнена из ПВХ и стеклопакета. Однако в целях профилактики безопасности мы проводим с детьми беседы о правилах поведения как дома, так и в детском саду.

На соседнем подоконнике располагается «Центр труда», где дети ухаживают за комнатными растениями, знакомятся с названиями цветов, поливают, рыхлят, опрыскивают; и учатся на практическом примере заботиться о живых объектах природы

Оборудование:

  1. Комнатные цветы: хлорофитум, традесканция, бегония, щучий хвост, сансевьера, алоэ;
  2. инвентарь для трудовой деятельности (лейки, пульверизаторы, фартуки)

Основной вид деятельности — трудовая деятельность

  • полив растения под руководством воспитателя
  • учатся правильно держать лейку
  • протирают широкие плотные листья влажной тряпкой
  • находят одинаковые растения в группе

Также подоконник – является местом, где ребёнок может побыть наедине с собой.

Здесь мы организовываем разные центры детской активности. Например, «Центр уединения». Здесьдети провожают с утра, либо встречаютвечером маму с работы, рассматривают семейные фотографии.

Цель центра активности: снятие психоэмоционального напряжения воспитанников.

Оборудование центра:

коврики, пледы, любимые игрушки, фото родителей

Подоконник – является многофункциональной локацией, которую мы используем, как место для организации выставок продуктивных видов деятельности. Это наш «Центр творчества»

Цель центра активности: реализация продуктивных видов деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

Также мы задействуем подоконники под «Центр конструирования» и «Центр безопасности».

Эти центры привлекательны тем, что дети могут самостоятельно видоизменять, обновлять среду. А материалы всегда доступны для детей.

В зоне «Родной край» организован — «Центр познания и коммуникации»

Познавательное развитие ребёнка всегда находится в тесном взаимодействии с социально-коммуникативным развитием, без которого невозможно сформировать целостную картину мира ребёнка, поэтому мы организовали ещё один центр активности — центр «познания и коммуникации». Благодаря ему у ребёнка формируются основы гражданственности и патриотизма:

  • посредством иллюстративного, наглядного материала у детей обогащаются представления детей о Малой родине (посёлке, его названии, достопримечательностях и традициях).
  • формируются представления о русском и коми народах, о народных играх.

Играя с предметами старины, утварью дети узнают о изделиях народного творчества.

В группе есть ростовые куклы, персонажи русских сказок – Алёнушка и Иванушка. Дети рассматривают их необычный наряд — народные костюмы, задают вопросы, играют с ними в русские народные игры.

Подобранный материал Центра призван научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

Оборудование и материал:

  • наглядный материал (иллюстрации, альбомы с животным и растительным миром, плакаты по времени года, фотографии достопримечательностей посёлка, города;
  • картотека с художественным словом, картотека с народными играми)
  • предметы декоративно-прикладного искусства
  • утварь (чугунки, плошки)
  • изделия из бересты (туеса), лозы (корзины), дерева (резные шкатулки, изображения животных)
  • изделия из меха
  • половики, салфетки
  • игрушки народного творчества (матрёшки, дымковская барышня, тряпичная кукла);
  • папки и материалы с дидактическими играми ( «Рукавички», Парочки», где ребёнку необходимо подобрать коми орнамент);
  • куклы в национальных костюмах;
  • совместные работы из бросового и природногоматериала.
  • макет избы

Основные виды деятельности в центре активности:

Восприятие природоведческой и художественной литературы

рассматривание иллюстраций, слушание народных сказок и беседы на тему литературного произведения, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, дидактические игры.

Познавательная деятельность – рассматривание тематических фотоальбомов, рассказы, чтение, беседы, направленные на формирование представление детей о посёлке, городе, о народных промыслах, традициях, символике.

Продуктивная деятельность

музейная деятельность; музыкальная; организация и оформление выставок.

Игровая деятельность:

игры-имитации, игры-импровизации;

Режиссёрские игры: с игрушками-персонажами, с предметами, настольно-печатные;

Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные

Коммуникативная деятельность

коммуникативные игры: (на создание положительных эмоций;

развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.);

дидактические словесные (в том числе народные игры)

Далее мы расположили «Центр двигательной активности». Он представлен в виде интерактивного пола, созданного в виде «домика-лабиринта».

Дети ходят по лабиринту, представляя узкие лесные тропинки, перескакивают через «болотные кочки», учатся ориентироваться в пространстве, играют в подвижные, народные, хороводные игры.

На интерактивном полу дети группируют предметы: по цвету, по форме, классифицируют их на овощи и фрукты, живое и неживое,

В домик мы расселяем «домашних и диких животных», «морских обитателей».

Таким образом, при организациицентров детской активности мы учли требования ФГОС к развивающей среде. Среда центров является трансформируемой, вариативной, доступной, содержательно-насыщенной. Материалы игровое оборудование, позволяют обеспечить разные виды деятельности детей: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность, экспериментирование.

Благодаря центрам активности происходит решение задач воспитания в рамках образовательной областей "Социально-коммуникативное и Познавательное развитие", которое направлено на приобщение детей к ценностям "Родина", "Природа", "Человек", «Семья», "Труд".

Работа не ограничивается центрами активности в группе. На прогулке мы с детьми рассматриваем и изучаем деревья, строения, форму листьев; знакомимся с почвой, насекомыми. На полянке собираем грибы, гербарии, семена, камешки. Дети рисуют на песке, почве.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год