«Организация развивающих центров детской активности этно-экологической направленности» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Калинина Алтынай Иватовна | |||
30.03.2024 10:48 | |||
«Организация развивающих центров детской активности этно-экологической направленности» автор: Калинина Алтынай Иватовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 120» г. Сыктывкара Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы по организации развивающих центров детской активности этно-экологической направленности. Этно-экологическую среду группы мы условно разделили на две составляющие: «Природа» и «Родной край». Между собой они взаимосвязаны, так как экологическое образование детей с учётом этнокультурного компонента предполагает в первую очередь формирование устойчивого интереса к природе родного края.
Проблема детей нашей группы — отсутствие представлений о растительном и животном мире, о населённом пункте, достопримечательностях — связана с возрастными особенностями. Дети 3-4-х лет только начинают проявлять познавательный интерес к окружающему миру. Актуальность проблемы способствовала организации центров детской активности для формирования у детей основ этно-экологической культуры, через деятельностный подход. Мы разработали план по организации развивающих центров активности этно-экологической направленности и поставили перед собой задачу — сформировать представления о растительном и животном мире, родном посёлке, достопримечательностях. В зоне «Природа» расположили «Центр экспериментирования». Он содержит столы для игр с песком и водой, природный, бросовый материал, пособия, всё необходимое оборудование. Центр имеет практическую направленность. в ходе экспериментирования и опытов у детей
Цель центра: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности и формирования ключевых компетентностей ребёнка Основные виды детской деятельности в центре: 1. Практическая деятельность (игры-эксперименты с водой, песком, глиной, опыты) В ходе простых опытов и экспериментов дети учатся обследовать предметы: рассматривают, ощупывают, определяют запах, вес, размер, цвет, сравнивают, учатся делать выводы, обобщать увиденное в ходе экспериментирования. 2. Продуктивная (рисование на песке, лепка, конструирование из камешков) 3. Игровая деятельность Опыты развивают интерес к исследовательской деятельности, расширяют представления детей о свойствах предметов, сделанных из различных материалов, их весе, структуре. Дети узнают, вода жидкая, льётся, окрашивается, что песок состоит из песчинок. Из сухого песка невозможно слепить что-либо, а из мокрого песка возможно. На влажном песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет. На песке можно рисовать. Содержимое центра экспериментирования Оборудование и материал:
Следующий центр – «Центр организации наблюдения и труда». Локация — подоконник. Место для наблюдений в природе, чтения, бесед и размышлений. Удачное расположение группового помещения на первом этаже, наличие низкорасположенных окон и широких подоконников дали нам возможность создать Центр для организации наблюдений. Идея организовать центр наблюдения на подоконнике – возникла из детской инициативы и ежегодного праздника. 10 декабря праздник — День сидения на окне. Из окон группы открывается прекрасный вид на макросреду детского сада. Свои наблюдения за погодой дети фиксируют в интерактивном календаре. Цель центра активности: приобщение ребёнка к миру природы Оборудование: коврики, пледы, природоведческая и художественная литература, альбомы с иллюстрациями, аудиозаписи: звуки природы, классическая и релаксирующая музыка, аудио сказки. Основной вид деятельности — Наблюдение в природе Отсюда дети наблюдают за строением берёзы, сосны, рябины за прилетающими на прогулочные площадки птицами, плывущими облаками, небом, солнцем, осадками, временем суток, сезонными изменениями и т.д.
Локация на подоконнике является безопасной, так как оконная система выполнена из ПВХ и стеклопакета. Однако в целях профилактики безопасности мы проводим с детьми беседы о правилах поведения как дома, так и в детском саду. На соседнем подоконнике располагается «Центр труда», где дети ухаживают за комнатными растениями, знакомятся с названиями цветов, поливают, рыхлят, опрыскивают; и учатся на практическом примере заботиться о живых объектах природы Оборудование:
Основной вид деятельности — трудовая деятельность
Также подоконник – является местом, где ребёнок может побыть наедине с собой. Здесь мы организовываем разные центры детской активности. Например, «Центр уединения». Здесьдети провожают с утра, либо встречаютвечером маму с работы, рассматривают семейные фотографии. Цель центра активности: снятие психоэмоционального напряжения воспитанников. Оборудование центра: коврики, пледы, любимые игрушки, фото родителей Подоконник – является многофункциональной локацией, которую мы используем, как место для организации выставок продуктивных видов деятельности. Это наш «Центр творчества» Цель центра активности: реализация продуктивных видов деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) Также мы задействуем подоконники под «Центр конструирования» и «Центр безопасности». Эти центры привлекательны тем, что дети могут самостоятельно видоизменять, обновлять среду. А материалы всегда доступны для детей. В зоне «Родной край» организован — «Центр познания и коммуникации» Познавательное развитие ребёнка всегда находится в тесном взаимодействии с социально-коммуникативным развитием, без которого невозможно сформировать целостную картину мира ребёнка, поэтому мы организовали ещё один центр активности — центр «познания и коммуникации». Благодаря ему у ребёнка формируются основы гражданственности и патриотизма:
Играя с предметами старины, утварью дети узнают о изделиях народного творчества. В группе есть ростовые куклы, персонажи русских сказок – Алёнушка и Иванушка. Дети рассматривают их необычный наряд — народные костюмы, задают вопросы, играют с ними в русские народные игры. Подобранный материал Центра призван научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история; Оборудование и материал:
Основные виды деятельности в центре активности: Восприятие природоведческой и художественной литературы рассматривание иллюстраций, слушание народных сказок и беседы на тему литературного произведения, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, дидактические игры. Познавательная деятельность – рассматривание тематических фотоальбомов, рассказы, чтение, беседы, направленные на формирование представление детей о посёлке, городе, о народных промыслах, традициях, символике. Продуктивная деятельность музейная деятельность; музыкальная; организация и оформление выставок. Игровая деятельность: игры-имитации, игры-импровизации; Режиссёрские игры: с игрушками-персонажами, с предметами, настольно-печатные; Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные Коммуникативная деятельность коммуникативные игры: (на создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.); дидактические словесные (в том числе народные игры) Далее мы расположили «Центр двигательной активности». Он представлен в виде интерактивного пола, созданного в виде «домика-лабиринта». Дети ходят по лабиринту, представляя узкие лесные тропинки, перескакивают через «болотные кочки», учатся ориентироваться в пространстве, играют в подвижные, народные, хороводные игры. На интерактивном полу дети группируют предметы: по цвету, по форме, классифицируют их на овощи и фрукты, живое и неживое, В домик мы расселяем «домашних и диких животных», «морских обитателей». Таким образом, при организациицентров детской активности мы учли требования ФГОС к развивающей среде. Среда центров является трансформируемой, вариативной, доступной, содержательно-насыщенной. Материалы игровое оборудование, позволяют обеспечить разные виды деятельности детей: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность, экспериментирование. Благодаря центрам активности происходит решение задач воспитания в рамках образовательной областей "Социально-коммуникативное и Познавательное развитие", которое направлено на приобщение детей к ценностям "Родина", "Природа", "Человек", «Семья», "Труд". Работа не ограничивается центрами активности в группе. На прогулке мы с детьми рассматриваем и изучаем деревья, строения, форму листьев; знакомимся с почвой, насекомыми. На полянке собираем грибы, гербарии, семена, камешки. Дети рисуют на песке, почве.
|