Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Еремеева Ирина Юрьевна Бондарева Светлана Сергеевна | |||
03.04.2024 19:20 | |||
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности (Методическая разработка) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Исполнитель:
Введение: В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина – деятельность человека в природе, часто необдуманная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Учёные и власти давно обеспокоены экологической ситуацией в стране, которая ухудшается с каждым годом. Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда – то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу надо начинать именно с дошкольного возраста. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. В решении данной проблемы участвуют многие дошкольные учреждения. Их общей задачей является как нравственное воспитание старших дошкольников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и привитие детям с ранних лет любви к природе и бережное в ней отношение. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят и прислушиваются к нашим словам. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. В связи с этим мной были разработаны методические рекомендации по теме: «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности» Практическая значимость методических разработок заключается в разработке комплекса экологических мероприятий по формированию бережного отношения к природе дошкольников, который может быть использован педагогами разных дошкольных учреждений. Актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании дошкольника является игра, так как она является ведущей деятельностью. Экологическое обучение и воспитание через игровую деятельность являются самыми результативными и естественными. В рамках модернизации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, использование современных информационных технологий, которые обладают мультимедийностью, позволяют сделать игры более интересными. Педагогически правильно организованные экологические игры позволяют добиться самовыражение и активность детей. По мнению С.Н. Николаевой дидактические игры с экологическим уклоном способствуют формированию правильного отношения к природе. Образовательная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» тесно связан с изучением основной программы и опирается на изученные материалы через непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, экспериментальную деятельность, чтение экологической литературы. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. Отличительными чертами методических разработок являются не только получение глубоких знаний по экологии, но и воспитание экологического мышления, бережного отношения к природе. Цель данной методической разработки: Формирование экологического мышления и целостного представления о природе у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Понятие экологической культуры старших дошкольников Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности. Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.). Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам. Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология юного человека соединяет воедино материальный и духовный мир. Без подобного воссоединения невозможно воспитание и развитие экологического мировоззрения и сознания. Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают?) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым. У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-объектные, меж объектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия. Развитие основ экологической культуры у старших дошкольников можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определённой социальной группы. Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания. Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляются элементы основ экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более сознательные оценки поведения людей в природе, формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью. Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры старших дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка. В процессе развития основ экологической культуры у старших дошкольников можно условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности:
Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Экологическая культура — это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе. Компетентность ребёнка в сфере «Природа» — необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление, воспитание разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями[12]. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников[22]. Учитывая всё выше сказанное, можно сказать, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста — важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
|