Методика работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста
Автор-составитель: Шкляр Н.И.
Как же доступнее рассказать ребёнку о природе? Как поведать о тайнах природы, передать знаний? Сделать это очень не просто, ведь ребёнок живёт ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Здесь хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Для начала были сформулированы задачи экологического воспитания:
- Понимание самоценности природы.
- Осознание себя, как части природы.
- Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
- Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание активной жизненной позиции.
- Обучение азам безопасности.
- Формирование умения рационально использовать природные богатства.
- Формирование морального сознания.
- Подведение к пониманию неповторимости красоты окружающего мира.
Методика, которая использовалась в работе, построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Одним из эффективных способов экологического образования дошкольников являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. Их тематику мы разделила на небольшие разделы. Дети знакомились с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельными объектами и явлениями). Последующие разделы «Живая природа» и «Неживая природа» давали дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривались во взаимосвязи. Раздел «Планета – наш дом, а мы хозяева в нём» явился обобщающим по отношению к предшествующим.
Для того, чтобы экологического воспитание было всеобъемлющим, я применяла интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Это реализовывалось:
- Представление и беседа об объектах природы и предметах, созданных руками человека ( «неприрода»). Во время прогулки проводила наблюдение: предлагала детям как можно больше найти объектов природы и «неприроды». Ещё раз обращалось их внимание на то, чем они отличаются. Поиск продолжали в помещении детского сада, а потом и дома. Внесла соревновательный элемент: одна группа детей искала природные объекты, другая – предметы, сделанные руками человека. При подведении итогов учитывала количество найденных предметов, правильность определения и время, затраченное на поиски
- Разработан цикл наблюдений за животными. Он помогает детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.
- Целесообразными и доступными для дошкольников являются знания о коже, зрении, слухе, органах дыхания, пищеварения. Дети, которые имеют элементарные знания о строении органов и их функциях, сознательно придерживаются правил гигиены тела, приобретают навыки здорового способа жизни. В связи с этим, я провела ряд наблюдений по темам: «Кожа», «Орган зрения», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Орган слуха».
- Следующим компонентом формирующего эксперимента являются опыты. Они заметно активизировали познавательную деятельность детей. При проведении опытов дети не получали готовых знаний от воспитателя, а исследуя то или иное явление, приближаясь к сущности, ребёнок как бы сам добывал знания в определённой логической последовательности, видел проявление веществ, что изменяются в зависимости от созданных условий. Опыты содействовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, осознания причинно-наследственных связей. Они помогали дошкольникам раскрыть некоторые тайны окружающего мира и способствовали формированию их экологического мировоззрения.
- Детям очень нравилось работать с пособиями «Познай природу и себя в ней» (Плохий З.П.). На его страницах представлены развивающие упражнения, творческие задания, моральные ситуации, которые помогают систематизировать представления ребёнка о мире природы, разбудить его мысли, содействуют становлению экологической культуры дошкольника.
- Игровая деятельность. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе. Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания. Тематика сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов».
- Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности. Дидактические игры и упражнения я использовала в своём эксперименте. В работе я также использовала игру-ребус: «Кот», её цель: развивать умение классифицировать животных (дикие, домашние), давать им характеристику за схемой, положенной в суть игры-ребуса.
- Использовала Игры-медитации: «Я — Солнце», «Я — Дождь», «Я — Ветер», «Солнышко и облачко» и другие. Например: «Я – облачко, большое, пушистое. Я свободно и легко плаваю в синем небе. Мои руки лёгкие, они помогают мне лететь. Я поднимаю глаза вверх, всем своим телом вдыхаю воздух, наполняюсь влагой. Я могу напоить дождиком землю, я выдыхаю и потоком мелких капелек падаю на землю».
- Для лучшего понимания важности на земле всех живых существ были проведены «Бабочкин день», «День Гусеницы» под девизом: каждое создание на земле – прекрасное.
- Работа в уголке природы. В нём дети заботились о комнатных растениях, замечали изменения, которые происходили с ними. Дежурные поливали и рыхлили землю, вытирали листочки. Дошкольники ухаживали за растениями, которые были посажены зимой. Работая в уголке природы, дети убедились, что растительный мир – богатство человечества, без него жизнь на земле невозможна.
- Значимая деятельность. Детям очень интересно решать социально-моральные задачи, поэтому в своём эксперименте я использовала их. В них дети могли сделать выбор, определить своё отношение к предмету обсуждения, продумать соответствующие практические действия.
- Игровой прием. Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.
- Экологическая тропа. Мной и родителями созданы две эко-тропы – одна в условиях группы, другая на территории детского сада. Тропы сделаны таким образом, чтобы их можно было обновлять.
- Экологические знаки. Разработали с детьми экологические знаки, которые помогали детям лучше понять и запомнить правила поведения в природе.
- Изучение образцов народной мудрости. Эффективным методом расширения знаний по экологии, по моему мнению, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
- Применение наглядного метода. Это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы ( «Животные Красной книги», «Знай, люби, береги»); таблицы, схемы ( «Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода и другие).
- Показ видеоматериала. Расширению представления детей о животном и растительном мире, вызыванию положительных эмоций помогают просмотры диафильмов (во 2-ой половине дня). Дети просмотрели такие популярные иллюстрированные фильмы: «Природа родного края», «Охрана растений», «Защитники зелёного друга» и другие.
- Творческий подход в экологическом воспитании. Творческое общение с природой – действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому я проводила занятия с любования природой, занятия – путешествия, экскурсии в природу. На таких занятиях я не навязывала готовых знаний, а давала детям возможность делиться своими чувствами, и только потом акцентировала на основном. Всё это происходило в природе, с объединением музыки, трудового воспитания. ИЗО и ДПИ – неотъемлемая часть экологического воспитания, потому что дети могут изобразить свое отношение, красоту, которую они увидели, а работа с природным материалом дарит отличное настроение и оздоравливаетдетей. Работая с природным материалом, ребята припоминали, с какого дерева шишка, жёлудь, сухая веточка, листочки, какими они были раньше, зачем нужны деревьям, кому ещё необходимы. Также вместе с детьми составляю экологические сказки, которые помогают им проявить полученные знания, домысливать, фантазировать.
- Музыкальная деятельность. Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листья, вой ветра). Мы слушали музыку и двигались под нее. В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды…
- Проведение праздников. Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы.
- В детском саду есть хорошо оснащённый зал, где проводились физкультурные и эколого-оздоровительные занятия. На них мы с инструктором по физкультуре знакомили детей с правилами поведения в лесу, разыгрывали различные ситуации экологического характера, выполняли различные физические упражнения.
- Для выполнения заданий формирующего эксперимента я сделала в группе экотеатр. Это дидактическое пособие, которое помогает развить экологическое мировоззрение и театральные способности детей. Он даёт возможность в игровой форме активизировать творческий потенциал детей.
- Взаимодействие с родителями. Провела родительское собрание, консультацию и предложила им список литературы о природе для чтения детям, ознакомила с сайтами с отличными мультфильмами и видеоматериалами о природе.
Результативность применяемой методики.
В процессе работы у детей произошли такие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе
- у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
И, вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.
Исходя из анализа работы можно сделать выводы о том, что воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:
- давать детям систематические экологические знания; научить ребёнка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир в который пришёл
- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения между ними
- развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения
- давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Следовательно, можно сделать выводы об успешности применяемой технологии и построении экспериментальной работы по воспитанию у детей экологической культуры.
Список использованной литературы.
- Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. — N 1.
- Бобылева Л. К природе — с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. — 2010. — N 4.
- Вавилова В. О методике экологического образования: специальная педагогика // Дошкольное воспитание. – 2005. — N 7. — С. 123-124.
- Давайте чистым воздухом дышать. Эколог. воспитание // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 7. — С. 38-45.
- Згурская Л. Экология — малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. — N 7. — С. 40-48.
- Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1992.
- Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. — N 8.
- Николаева С. "Я лесной колобок — колючий бок! ": народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — N 7.
- Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — N 4.
- Серебрякова Т. А. Экспериментальная программа экологического образования детей дошкольного возраста // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — N 6.
- Шинкарева Л. Земля — кормилица наша: формируем экологическую культуру //Дошкольное воспитание. — 2007. — N 6.
- Яриго Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. — 2010. — N 4.
|