Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методика работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста
Занятия по Экологии
Автор: Шкляр Наталья Ивановна   
19.03.2024 06:54

Методика работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возрастаМетодика работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор-составитель: Шкляр Н.И.

Как же доступнее рассказать ребёнку о природе? Как поведать о тайнах природы, передать знаний? Сделать это очень не просто, ведь ребёнок живёт ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Здесь хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

 

Для начала были сформулированы задачи экологического воспитания:

  1. Понимание самоценности природы.
  2. Осознание себя, как части природы.
  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  5. Воспитание активной жизненной позиции.
  6. Обучение азам безопасности.
  7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.
  8. Формирование морального сознания.
  9. Подведение к пониманию неповторимости красоты окружающего мира.

Методика, которая использовалась в работе, построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Одним из эффективных способов экологического образования дошкольников являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. Их тематику мы разделила на небольшие разделы. Дети знакомились с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельными объектами и явлениями). Последующие разделы «Живая природа» и «Неживая природа» давали дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривались во взаимосвязи. Раздел «Планета – наш дом, а мы хозяева в нём» явился обобщающим по отношению к предшествующим.

Для того, чтобы экологического воспитание было всеобъемлющим, я применяла интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.

Это реализовывалось:

  1. Представление и беседа об объектах природы и предметах, созданных руками человека ( «неприрода»). Во время прогулки проводила наблюдение: предлагала детям как можно больше найти объектов природы и «неприроды». Ещё раз обращалось их внимание на то, чем они отличаются. Поиск продолжали в помещении детского сада, а потом и дома. Внесла соревновательный элемент: одна группа детей искала природные объекты, другая – предметы, сделанные руками человека. При подведении итогов учитывала количество найденных предметов, правильность определения и время, затраченное на поиски
  2. Разработан цикл наблюдений за животными. Он помогает детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.
  3. Целесообразными и доступными для дошкольников являются знания о коже, зрении, слухе, органах дыхания, пищеварения. Дети, которые имеют элементарные знания о строении органов и их функциях, сознательно придерживаются правил гигиены тела, приобретают навыки здорового способа жизни. В связи с этим, я провела ряд наблюдений по темам: «Кожа», «Орган зрения», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Орган слуха».
  4. Следующим компонентом формирующего эксперимента являются опыты. Они заметно активизировали познавательную деятельность детей. При проведении опытов дети не получали готовых знаний от воспитателя, а исследуя то или иное явление, приближаясь к сущности, ребёнок как бы сам добывал знания в определённой логической последовательности, видел проявление веществ, что изменяются в зависимости от созданных условий. Опыты содействовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, осознания причинно-наследственных связей. Они помогали дошкольникам раскрыть некоторые тайны окружающего мира и способствовали формированию их экологического мировоззрения.
  5. Детям очень нравилось работать с пособиями «Познай природу и себя в ней» (Плохий З.П.). На его страницах представлены развивающие упражнения, творческие задания, моральные ситуации, которые помогают систематизировать представления ребёнка о мире природы, разбудить его мысли, содействуют становлению экологической культуры дошкольника.
  6. Игровая деятельность. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе. Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания. Тематика сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов».
  7. Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности. Дидактические игры и упражнения я использовала в своём эксперименте. В работе я также использовала игру-ребус: «Кот», её цель: развивать умение классифицировать животных (дикие, домашние), давать им характеристику за схемой, положенной в суть игры-ребуса.
  8. Использовала Игры-медитации: «Я — Солнце», «Я — Дождь», «Я — Ветер», «Солнышко и облачко» и другие. Например: «Я – облачко, большое, пушистое. Я свободно и легко плаваю в синем небе. Мои руки лёгкие, они помогают мне лететь. Я поднимаю глаза вверх, всем своим телом вдыхаю воздух, наполняюсь влагой. Я могу напоить дождиком землю, я выдыхаю и потоком мелких капелек падаю на землю».
  9. Для лучшего понимания важности на земле всех живых существ были проведены «Бабочкин день», «День Гусеницы» под девизом: каждое создание на земле – прекрасное.
  10. Работа в уголке природы. В нём дети заботились о комнатных растениях, замечали изменения, которые происходили с ними. Дежурные поливали и рыхлили землю, вытирали листочки. Дошкольники ухаживали за растениями, которые были посажены зимой. Работая в уголке природы, дети убедились, что растительный мир – богатство человечества, без него жизнь на земле невозможна.
  11. Значимая деятельность. Детям очень интересно решать социально-моральные задачи, поэтому в своём эксперименте я использовала их. В них дети могли сделать выбор, определить своё отношение к предмету обсуждения, продумать соответствующие практические действия.
  12. Игровой прием. Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.
  13. Экологическая тропа. Мной и родителями созданы две эко-тропы – одна в условиях группы, другая на территории детского сада. Тропы сделаны таким образом, чтобы их можно было обновлять.
  14. Экологические знаки. Разработали с детьми экологические знаки, которые помогали детям лучше понять и запомнить правила поведения в природе.
  15. Изучение образцов народной мудрости. Эффективным методом расширения знаний по экологии, по моему мнению, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
  16. Применение наглядного метода. Это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы ( «Животные Красной книги», «Знай, люби, береги»); таблицы, схемы ( «Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода и другие).
  17. Показ видеоматериала. Расширению представления детей о животном и растительном мире, вызыванию положительных эмоций помогают просмотры диафильмов (во 2-ой половине дня). Дети просмотрели такие популярные иллюстрированные фильмы: «Природа родного края», «Охрана растений», «Защитники зелёного друга» и другие.
  18. Творческий подход в экологическом воспитании. Творческое общение с природой – действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому я проводила занятия с любования природой, занятия – путешествия, экскурсии в природу. На таких занятиях я не навязывала готовых знаний, а давала детям возможность делиться своими чувствами, и только потом акцентировала на основном. Всё это происходило в природе, с объединением музыки, трудового воспитания. ИЗО и ДПИ – неотъемлемая часть экологического воспитания, потому что дети могут изобразить свое отношение, красоту, которую они увидели, а работа с природным материалом дарит отличное настроение и оздоравливаетдетей. Работая с природным материалом, ребята припоминали, с какого дерева шишка, жёлудь, сухая веточка, листочки, какими они были раньше, зачем нужны деревьям, кому ещё необходимы. Также вместе с детьми составляю экологические сказки, которые помогают им проявить полученные знания, домысливать, фантазировать.
  19. Музыкальная деятельность. Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листья, вой ветра). Мы слушали музыку и двигались под нее. В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды…
  20. Проведение праздников. Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы.
  21. В детском саду есть хорошо оснащённый зал, где проводились физкультурные и эколого-оздоровительные занятия. На них мы с инструктором по физкультуре знакомили детей с правилами поведения в лесу, разыгрывали различные ситуации экологического характера, выполняли различные физические упражнения.
  22. Для выполнения заданий формирующего эксперимента я сделала в группе экотеатр. Это дидактическое пособие, которое помогает развить экологическое мировоззрение и театральные способности детей. Он даёт возможность в игровой форме активизировать творческий потенциал детей.
  23. Взаимодействие с родителями. Провела родительское собрание, консультацию и предложила им список литературы о природе для чтения детям, ознакомила с сайтами с отличными мультфильмами и видеоматериалами о природе.

Результативность применяемой методики.

В процессе работы у детей произошли такие изменения:

  • дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе
  • у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них
  • появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

И, вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.

Исходя из анализа работы можно сделать выводы о том, что воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:

  • давать детям систематические экологические знания; научить ребёнка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир в который пришёл
  • формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения между ними
  • развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения
  • давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Следовательно, можно сделать выводы об успешности применяемой технологии и построении экспериментальной работы по воспитанию у детей экологической культуры.

Список использованной литературы.

  • Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. — N 1.
  • Бобылева Л. К природе — с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. — 2010. — N 4.
  • Вавилова В. О методике экологического образования: специальная педагогика // Дошкольное воспитание. – 2005. — N 7. — С. 123-124.
  • Давайте чистым воздухом дышать. Эколог. воспитание // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 7. — С. 38-45.
  • Згурская Л. Экология — малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. — N 7. — С. 40-48.
  • Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1992.
  • Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. — N 8.
  • Николаева С. "Я лесной колобок — колючий бок! ": народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — N 7.
  • Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — N 4.
  • Серебрякова Т. А. Экспериментальная программа экологического образования детей дошкольного возраста // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — N 6.
  • Шинкарева Л. Земля — кормилица наша: формируем экологическую культуру //Дошкольное воспитание. — 2007. — N 6.
  • Яриго Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. — 2010. — N 4.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год