Конспект игрового экологического занятия с элементами экспериментирования «Как обнаружить воздух?» в старшей группе |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Гнатив Светлана Юрьевна | |||
14.03.2024 22:56 | |||
Конспект игрового экологического занятия с элементами экспериментирования «Как обнаружить воздух?» в старшей группе Составила: воспитатель МБОУ Росток г.о. Самара Гнатив С.Ю. Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о свойствах воздуха, его роли. Учить устанавливать причинно – следственные связи на основе опытов. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха. Активизация словаря: глобус, живая природа, неживая природа, пузырьки, свежий воздух, запах, загрязнение воздуха, увидеть, услышать, почувствовать. Обогащение словаря: воздух, океан, прозрачный, невидимый, бесцветный, газ. Материал: ванночки с водой, прозрачные стаканы, трубочки, салфетки, баночки, лук, чеснок, лимон, карандаши, карточки, полиэтиленовые пакеты, глобус, коробочка, музыкальные инструменты.
Предварительная работа: наблюдение за воздухом во время прогулок, опыты, чтение экологической литературы, дидактические игры, загадывание загадок, беседы о воздухе. Методы и приёмы: сюрпризный момент – коробочка, опыты, эксперименты, физкультурная минутка, работа с карточками, игры на музыкальных инструментах, художественное слово. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я принесла вам необыкновенную коробочку. Хотите узнать, что в ней находится? Дети: Да (воспитатель открывает) Воспитатель: Что вы видите в коробочке? Дети: Ничего Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы по отгадке догадаетесь, что находится в коробочке. «Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем». Воспитатель: Как вы думаете: что это за невидимка? Дети: Воздух. Воспитатель: Так что же находится в этой коробочке? Дети: воздух. Воспитатель: А что такое воздух? Дети: Это то, чем мы дышим. Воспитатель: Посмотрите, что я вам еще принесла? Дети: глобус. Воспитатель: Давайте рассмотрим его. Почему на нём так много голубой краски? Дети: голубой цвет – это вода. Воспитатель: Как много воды на нашей планете. Всё это моря, океаны. Кто живёт в океане? Дети: рыбы, дельфины, акулы. Воспитатель: А где мы живём? Дети: на Земле. Воспитатель: Я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живём в огромном океане. Он без берегов и воды. Это океан воздуха. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы сможем без него прожить? Дети: Нет Воспитатель: Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете? Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться. Вывод: Без воздуха можно задохнуться, он необходим. Воспитатель: А кому еще нужен воздух? Дети: Птицам, животным, насекомым. Воспитатель: А кому воздух не нужен? Дети: Камням, песку, глине, радуге, облакам. Воспитатель: Давайте пройдем в нашу лабораторию и сделаем соответствующие отметки на карточках. Красным карандашом отметьте объекты живой природы, а синим – неживой. (На карточках по три объекта живой и неживой природы. Дети работают индивидуально, анализирую правильность — неправильность выполненной работы). Воспитатель: А теперь давайте отдохнем. Физминутка. Дует ветер с высоты, Гнуться травы и кусты (руки вверх, наклоны) Вправо – влево, влево – вправо Клонятся цветы и травы (руки на пояс — наклоны) А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах) Выше! Веселей! Вот так! Переходим все на шаг (ходьба на месте) Вот и кончилась игра, Заниматься нам пора. (дети садятся за столы) Воспитатель: Воздух – невидимка, волшебник. Почему мы его так называем? Дети: Он прозрачный, через него все видно. Воспитатель: А что еще есть в нашей комнате прозрачное? Дети: Стекло. Воспитатель: А что еще может быть прозрачным? Дети: Вода. Воспитатель: Мы с вами можем сделать вывод: воздух бесцветный, невидимый. А сейчас я предлагаю вам провести ряд опытов, с помощью которых мы можем увидеть, услышать и почувствовать воздух. Опыт№1 «Водолазы» На дно стакана изнутри прикреплена сухая бумажная салфетка. Дети осторожно погружают стакан вверх дном в ванночку с водой. Затем поднимают стакан и сухой рукой достают салфетку. Воспитатель: Почему салфетка осталась сухой? Дети: в стакане был воздух, он и не пустил в него воду. В ванночку с водой, дети ставят стакан дном вверх. Воспитатель: Почему нет воды в стакане? Дети: Воду не пропускает воздух. Воспитатель: Хотя воздух прозрачный, но его можно увидеть. Отодвиньте стакан. Что вы видите? Дети: Пузырьки. Вывод: это выходит воздух, образуя пузырьки. Воспитатель: А вы бы хотели поиграть с воздухом? Дети: Да. Опыт № 2 Игра: «Поймаем воздух». Дети берут в руки полиэтиленовые пакеты, встряхивают их, давая воздуху наполнить пакет, и закручивают его. Воспитатель: Почему пакет раздулся? Дети: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим. Воспитатель: Воздух, какой? Дети: прозрачный, невидимый, бесцветный. Опыт № 3 На столах у каждого есть стаканчик и трубочка для коктейля. При помощи этих предметов мы увидим воздух. Опустите трубочку в воду. Дуйте через трубочку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? Дети: Пузырьки. Воспитатель: Что с ними происходит? Дети: Они поднимаются вверх. Воспитатель: Почему? Дети: Потому что они легкие. Воспитатель: Это пузырьки воздуха. А теперь дуйте сильнее. Что происходит? Дети: Буря. Воспитатель: Мы увидели воздух, а теперь почувствуем его. Возьмите салфетку и помашите перед собой. Что вы чувствуете? Дети: Дует ветерок. Воспитатель: Ребята, а что это за ветерок? Дети: Это воздух движется. Опыт № 4 Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах? Дети: Нет Воспитатель: Сейчас мы это с вами проверим. Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? Дети: Пахнет апельсином. Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух, или апельсиновая корка издает такой аромат? Дети: Этот запах идет от корки. Игра «Угадай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами угадать запах чеснока, колбасы, лимона, семян укропа. Воспитатель: Что вы почувствовали? Какие запахи? (ответы детей). Воспитатель: Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагала понюхать. Вывод: воздух присваивает запах того вещества или продукта, который находится в помещении. Воспитатель: А имеет ли свой запах воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Как передается запах? Дети: По воздуху. Опыт № 5 Воспитатель предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах. Воспитатель: Что мы слышим? Дети: Звук. Воспитатель: Что нам принесло звук? Дети: Воздух. Воспитатель: Услышали мы с вами воздух? Дети: Да. Воспитатель: Давайте ещё раз поиграем на музыкальных инструментах. Давайте сделаем вывод наших опытов: Воздух – это газ. Он какой? Дети: Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Воспитатель: Вот наши открытия. Воспитатель: Ребята, а всегда ли воздух нам друг? Где вы можете встретить чистый воздух? Дети: В лесу, в парке, на море, в горах. Воспитатель: А что значит чистый воздух? Дети: Это когда дышится легко. Воспитатель: А грязный воздух может быть? Дети: Да. На улице, где много машин; рядом с заводом, где из трубы валит дым, где много мусора. Воспитатель: А что значит грязный воздух? Дети: Это когда дышать трудно и вредно. Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы должны сделать, чтобы воздух был чистым? Дети: Не загрязнять его. Дети читают стихотворение: 1. Ну, а теперь о самом важном. Взглянуть на нашу землю страшно! Вода мутнеет с каждым днем. А воздух! Сколько грязи в нем! 2. Когда — то чистый, голубой, Теперь он грязный и больной. Погибнуть может все живое, Земля, что сделали с тобою? 3. Нас много, ребята! Везде, где живем, Деревья посадим, сады разведем. Воспитатель: После занятия мы с вами сделаем коллаж: посадим деревья, цветы, чтобы воздух стал чище. Итог: Воспитатель: С каким «океаном» мы сегодня с вами познакомились? Дети: Воздушным. Воспитатель: А что вам особенно понравилось на занятии? Если вам всё понравилось, возьмите на память солнышко, а если не понравилось – тучку. Дети берут награды. Карточки с заданиями.
|