Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Чтение экологической сказки «Жила – была река». Экспериментирование с водой» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Анастасина Элеонора Рустамовна | |||
05.02.2024 19:35 | |||
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Чтение экологической сказки «Жила – была река». Экспериментирование с водой» Задачи:
Материалы и оборудование: изображение капельки; один стакачик с чистой водой, другой – с грязной; стаканчики с чистой водой по количеству человек; чашка с мусором; пустые стаканчики по количеству человек; бумажный или любой другой фильтр, прикрепленный к пустому стакачику Ход занятия: I. Вводная часть. Постановка проблемной ситуации.
Воспитатель: (Слайд1) Ребята, сегодня к нам в гости пришла капелька и она хочет загадать вам загадку, а затем рассказать вам экологическую сказку. Послушайте загадку: Она и в озере, она и в лужице. Она снежинками над нами кружится. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, журчит. Воспитатель: Что это? правильно-это вода Ребята, вода-это жидкость, Имеет ли вода цвет, запах, вкуса? Дети: (нет) Воспитатель: Но вода приобретает вкус того, что в нее добавить, если добавить в нее соль, она станет соленой, если добавить сахар-сладкой. Воспитатель: какие свойства воды вы знаете, жидкое (сама вода), твердое (лед) и газообразное (пар) Где у нас в группе живет вода? (в кране). Воспитатель: В группе вода живёт в кране. А на улице, у нас в городе Рязани, где она живёт? Дети: в реке Оке. И вот наша гостья-капелька хочет рассказать вам сказку про реку. II. Основная часть. 1. Чтение сказки «Жила – была река» (Слайд шоу) (слайд 2 и музыка) Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, вкусная вода в этом ручье! (слайд 3 музыка играет) Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро. Река очень любила путешествовать. (слайд 4 музыка выключается) Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (слайд 5)По ней стали ходить пароходы и лодки. Река поила весь город. (слайд 6)Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки, проплыл по ней огромный танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река черной пленкой, растения и животные ее стали задыхаться. (слайд 7)Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Заболела река, обиделась и убежала. А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, еды, остановились заводы, исчезла вода из кранов. И один старый и мудрый Горожанин сказал: Я знаю, почему от нас ушла Речка. Мы несправедливо обидели Речку, засоряли ее и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны и попросить прощенья у нашей речки. Отправились самые сильные искать Реку. Нашли они ее. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. (слайд 8) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. Давайте и мы с вами проведем экспериментальную деятельность и поможем нашей реке очиститься. Но для начала проведем с вами физкультминутку. 3. Физкультминутка. «Как приятно в речке плавать!» Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. (Плавательные движения) 4. Экспериментирование с водой. Воспитатель: а теперь давайте пройдем в нашу лабораторию. Ребята, у меня на столе вода из реки. Посмотрите в первом стаканчике – из чистой реки, до того как она встретилась с людьми в городе, во втором – из грязной реки, после того как горожане загрязнили речку и она заболела. Продолжим сравнивать. Вы мне скажите, в чём отличие воды в первом и втором стакане? Дети: В одном стакане чистая, прозрачная вода, а в другом, грязная, мутная. Воспитатель: Предлагаю вам помочь реке – очистить грязную воду с помощью фильтров, чтобы она снова стала чистой и речка выздоровела. Но для начала давайте узнаем, как происходит загрязнение воды, как люди загрязняют воду. Для этого мы с вами сначала проведем несколько экспериментов по загрязнению воды, а затем эксперимент по ее очистке. Эксперимент номер 1. Перед вами на столе, в общей чашке находится мусор, грязь и отходы, все то, что загрязняет воду, добавим по одной ложке мусора в наш стакан под номером 1 и размешаем. Посмотрите ребята какая стала вода? Дети: грязная, мутная Воспитатель: А теперь давайте очистим нашу воду Перед вами стоят стаканы с сеточкой-это фильтры, давайте пропустим нашу грязную воду через фильтр и посмотрим, что получится сначала нальем воду в стакан под номером 2,у которого фильтр из чего ребята? (из влажной салфетки), а затем нальем воду в стаканчик под номером 3, у которого фильтр из чего? (из бумажной салфетки) Воспитатель: Ну вот, вода стекла, давайте сравним оба стаканчика с водой. А в каком стакане вода стала чище? (Ответы детей) Эксперимент номер 2. Давайте встанем и подойдем к общему столу, здесь у меня тоже стакан с чистой водой, в который я добавляю масло, посмотрите ребята на поверхности воды образовалась маслянная пленка, тоже самое происходит с рекой и другими водоемами, когда в них сливают нефть, а теперь отфильтруем нашу грязную воду, фильтром нам послужит обычная вата. (Рассмотреть отфильтрованную воду, дать каждому ребенку потрогать масляную вату после фильтрации, объяснить, что вата фильтр собрала практически все масло и вода немного очистилась.) Воспитатель: Благодаря вашим усилиям речка выздоровела. А вы знаете, что есть такие большие специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов и благодаря тому вода в реках всегда чистая (Слайд) III. Заключительная часть. Воспитатель: 2. Беседа по вопросам: 1)Ребята, опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. 2) Как речка помогала людям? 3) Как люди относились к речке? Как вы считаете правильно они себя вели или нет? Объясните почему? 4)Что случилось с людьми, когда речка ушла? 5)Правильно ли поступили люди, когда река вернулась? 6) Как Вы относитесь к нашей реке Оке (Разные мнения детей) Вывод: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. За активное участие и за то, что вы все отлично справились с заданием, по очищению реки, наша гостья решила наградить каждого из вас медалью «Юного защитника природы», а нашей гостье пора с нами попрощаться и вернуться в чистую реку. До свиданья (Слайд)
|