План-конспект развивающего занятия экологической тематики «Зимующие птицы Череповца» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Белова Валентина Николаевна Волкова Ольга Николаевна | |||
03.02.2024 23:21 | |||
План-конспект развивающего занятия экологической тематики «Зимующие птицы Череповца» Разработали воспитатели:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83» Череповец, 2024 г. Образовательная область и направление: познавательное развитие (окружающий мир) Цель: формирование экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с птицами, обитающими на территории города Череповца Вологодской области. Задачи. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Использованные технологии: личностно-ориентированная технология, информационно-коммуникационная технология, игровая технология, технология деятельностного подхода. Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические. Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Предварительная работа:
Оборудование: герой – птичка – кружевничка, проектор, компьютер, флэш с презентацией, магнитофон, корзинка с подсказками и иллюстрациями птиц, иллюстрации птиц и кормушек для рефлексии, общая картина с птицами для творческой работы, пластилин, карандаши, восковые мелки. Рефлексия: картинки с изображением красных, жёлтых, зелёных кормушек. Используемая литература:
Ход НОД Вводная часть Мотивация В: Здравствуйте, дети! Сегодня я шла утром на работу и увидела, как у нас на «Тропе здоровья» летает кружевная птичка, с которой мы уже знакомы. Кто она? Д: Птичка – Кружевничка – символ Вологодской области. В: Давайте с ней поздороваемся. Посмотрите, а птичка почему то грустная, давайте узнаем у неё, что случилось. П-К: Ребята, мне понравилось прилетать на вашу «Тропу здоровья», общаться с птичками, веселиться. Но почему-то они перестали со мной дружить и играть. Наверное, потому, что я их путаю, называю неправильно, не знаю, что какая из них больше любит кушать. Д: Мы тебе поможем и расскажем о птицах, их повадках, образе жизни и любимых лакомствах. В: А что бы ты не забыла, с собой возьмёшь корзинку с подсказками. Давайте вместе отправимся в путешествие по «Тропе здоровья» и поможем Птичке – кружевничке. Основная часть В: Ребята, давайте оденемся тепло. (показываем вместе с детьми) Сначала надеваем… Д: Колготки. В: Затем… Д: Носки..штаны..ботинки..кофту..шапку.. куртку.. шарф.. варежки. В: Все готовы? Всем тепло? Идём друг за другом, шагаем по сугробам, какие высокие сугробы, поднимаем ноги выше. (идут по сугробам под музыкальное сопровождение). В: Вот и подошли мы к первому дереву. Какое это дерево и достаём первую подсказку из корзинки – береста. Какое дерево? Д: Берёза. 1) 1 дерево — берёза появляется на экране В: Послушайте, кто это поёт, какая птичка сидит на дереве? Прослушивание песни синички. На экране появляются синички на ветке берёзы. В: Что это за птица? Д: Синица. В: Опишите синичку на картинке. Д: Это маленькая, юркая птичка. Имеет ярко–жёлтое брюшко с галстуком (широкая чёрная полоса). Верх головы или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. В: Молодцы, дети. А почему она прилетает к нам зимой на кормушки? Д: Ищет корм, зимой птицам голодно, снегом покрыло все семена и ягоды, насекомые спрятались и спят. В: Чем любит лакомиться синичка на кормушке? Д: Семена подсолнуха, несолёное сало, ягоды и фрукты, орехи, подсушенный белый хлеб. В: Как синичка кушает семечки? Д: Берёт семечку в клюв и улетает кушать на ветку. В: Почему они любят сало? Д: Оно заменяет им насекомых. В: Почему нельзя соленное и копченное птицам? Д: Что бы меньше хотелось пить. В: Ты всё запомнила, птичка – кружевничка? Название, описание, что ест синичка? П-К: Да, спасибо большое ребята! В: Вот эта подсказка в корзинке с изображением синички тебе поможет. (показ иллюстрации из корзинки). В: Отправляемся дальше. В: Все готовы? Всем тепло? Идём друг за другом, шагаем по сугробам, какие высокие сугробы, поднимаем ноги выше. (идут по сугробам под музыкальное сопровождение). В: Вот и подошли мы ко второму дереву. Какое это дерево и достаём вторую подсказку из корзинки – гроздь рябины. Какие ягоды? Какое дерево? Д: Гроздь рябины. Рябина. 2) 2 дерево – рябина появляется на экране В: Послушайте загадку, какая птичка сидит на дереве? Красногрудый, чернокрылый, И зимой найдёт приют. Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут. На экране появляются снегири. В: Что это за птица? Д: Снегирь. В: Опишите снегиря на картинке. Д: Снегирь – красивая, яркая птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него чёрные. Грудка, брюшко и щёки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый, чёрный. В: Да, ребята, у самца (мальчика) снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно-белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка (девочка) окрашена скромнее – грудка у неё не алая, а темно-серая. В: В какое время года появляются в нашей местности снегири? Д: Поздней осенью или в начале зимы, с приходом заморозков. В: Что едят снегири? Д: Снегири зимой едят семена растений, почки, ягоды рябины, но когда ощущается нехватка еды, они питаются из кормушек, сооруженных человеком. В: На каких деревьях чаще всего можно увидеть снегирей? Д: На рябине и калине. В: Дети, знаете ли вы, как ведут себя снегири? Д: Это птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево. В: Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием. Давайте послушаем (музыкальное сопровождение «пение снегиря») В: На что похож свист снегиря? Д: На звук флейты: нежный, грустный. П-К: Cпасибо большое, ребята! В: Ребята, двигаемся дальше. Чтобы не замёрзнуть, предлагаю даже не идти, а лететь, как птички. Полетели!!! Машем крылышками. (летают птички под музыкальное сопровождение). В: Мы подошли к следующему дереву. Достаём подсказку. Что это? Д: Еловая шишка. Дерево – ель. 3) 3 дерево – ель появляется на экране В: Правильно. А на веточке сидит интересная птица. Вы её узнали? На экране проектора появляется клёст. Д: Да, это клёст В: Какой отличительный признак у этой птички виден сразу? Д: Клюв крестиком В: Самое удивительное, что поражает в наружности клестов — это их клювы. Обратите внимание: клюв толстый, сильный, сплюснутый с боков, на конце искривлён так, что верхняя и нижняя челюсти перекрещиваются. Таким клювом-крестиком клёст легко раздвигает чешуйки шишек и достаёт семена. В: Что ещё можно сказать про внешний вид клеста? Д: Отвечают на вопрос В: Ростом клесты крупнее воробья и одеты гораздо наряднее. У самок пёрышки зеленоватые, а у самцов – с оранжево-красным отливом. В: Клёсты питаются семенами шишек. Значит, на каких деревьях они живут? Д: На хвойных, на елях и соснах, где много шишек. В: В какое время года клесты выводят птенцов? Д: Зимой В: Клёст – единственная птица, которая строит гнёзда и выводит птенцов в самый разгар зимы – в январе! Гнездо строится в густой кроне ели. Для строительства используются кусочки сухого мха, перья, пух или шерсть животных. Самка насиживает яйца в засыпанном снегом гнезде, согревая теплом своего тела сначала яйца, а потом и вылупившихся птенцов. П-К: Ребята, благодаря вам, я узнала много интересного ещё про одну птичку. Спасибо! В: Дети, птички машут крыльями, когда летают, но по земле и с ветки на ветку они перескакивают на лапках. Попробуем задорно и легко доскакать до следующего дерева на нашей «Тропе здоровья». (прыжки под музыкальное сопровождение). В: Вот и подошли мы к следующему дереву. Какое это дерево или куст достаём четвёртую подсказку из корзинки – цветок. Какого кустарника этот цветок? Д: Жасмин. 4) 4 дерево – кустарник жасмин появляется на экране В: Чем отличается дерево от кустарника? Д: У дерева один толстый ствол и много веток, оно высокое, а кустарник имеет много веток и не может быть очень высоким. В: Молодцы! Мы не шли, не летели, а прыгали. Как вы думаете, какая птичка появится на экране, которая всегда прыгает? Д: Воробей. На экране появляются воробьи на кустах. В: Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. В: Опишите воробья на картинке. Д: Маленькая голова, глазки бусинки, острый короткий черный клюв. Вот такая аккуратненькая и ладная птица, а когда нахохлится, то похожа на пушистый помпон. Хвост закруглен или прямо обрезан. Редко встречается форма хвоста в виде вилочки. В: Молодцы, дети. (показ двух видов на экране для сравнения) Домовой (городской) воробей – спинка, хвост и крылья ярко коричневые с черными пятнами, шея и грудка серого цвета. На крыльях светло-желтые поперечные полоски. На голове серая шапочка. Самки на фоне самцов выглядят намного бледнее и скромнее, в их наряде больше серых и бледно коричневых тонов. Полевой (деревенский) воробей — шапочка на голове каштанового цвета, подбородок черный, на белых щечках по черному пятнышку. Спинка и крылья буро-каштанового цвета, грудка светлее. В: А почему воробьи прыгают, а ходят по дорожкам? Предлагаю посмотреть видео урок, где мы всё и узнаем. Просмотр видео. В: Ой как интересно, оказывается, они не ходят потому, что их лапки короткие, не имеют коленок и механизм передвижения парный, делая шаг левой ножкой, правая тоже делает шаг. В: Где выбирают себе жильё воробьи? Д: Ближе к человеку под крышами домов, целые колонии в гуще ветвей тополей. В: Чем питается воробей? Д: Семенами, ягодами, плодами, насекомыми. В: Воробей воплощает привязанность к человеку, драчливость, жадность. Воробей– символ верности и нежной любви. Мир для супружеской пары. Любимым занятием воробьев считается принятие «песочных ванн», купание в лужах, в пыли. Дело в том, что весной и летом, когда птицы сидят в гнёздах, у них часто заводятся мелкие насекомые — паразиты – пухоеды, вши и некоторые другие. Птицы начинают испытывать неприятный зуд, снять который можно теплой пылью и песком. Валяясь в песке, птицы чистят пёрышки и выгоняют всех назойливых паразитов. П-К: Как же интересно вы мне всё рассказали, теперь я точно со всеми ими подружусь! В: Вот эта подсказка в корзинке с изображением воробья тебе поможет. (показ иллюстрации из корзинки). В: Отправляемся дальше. В: Ой какой сильный ветер разгулялся, подул на снежинки и они полетели кружиться. (кружатся снежинки под музыкальное сопровождение). В: Вот и оказались мы у последнего дерева. Какое это дерево, достаём подсказку из корзинки – жёлудь. Что это? Какое дерево? Д: жёлудь. Дуб. 5) 5 дерево – дуб появляется на экране В: А кто сюда прилетит, послушайте внимательно. (прослушивание звука работы дятла в лесу) Д: Дятел. (дятел на дереве появляется на экране) В: Опишите дятла на картинке. В: Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв продолговатый, острый и прочный. Лапы короткие — два пальца спереди и два сзади. Крылья небольшие, за счет чего дятел может очень просто передвигаться между деревьями. А также ползать по стволам и даже висеть вниз головой на ветвях деревьев. Голова дятла надежно защищена от сотрясений. Выглядят эти птицы очень по-разному — одна, пестрая с красным хохолком, другая — белая с серыми крыльями. Встречаются с полосатыми крыльями и пятнистыми шеями. Некоторые их перья имеют золотистый, или зеленый оттенок. Как украшение их окрас — красная шапочка на голове или румяные щечки. В: Что характерно для дятла, как птицы? Д: Стучать по дереву. В: Для чего они это делают. Д: Ищут насекомых. В: У дятла своя работа. Стучать целый день клювом по стволу дерева. Дятлы стучат очень быстро и они применяют огромную силу своего клюва. После того как кора дерева пробита, необходимо высверлить дыру, для того чтобы найти домики насекомых. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было добыть себе пищу. Когда дятел стучит по дереву, он закрывает свои глаза, таким образом, защищает себя от щепок и древесной пыли. Нос птицы создан так, чтобы внутрь не попадали стружки. В любой момент можно услышать крики этих птиц вместе со стуком. Порой, звуки напоминают барабанную дробь. В: Можем ли мы встретить дятла у наших кормушек? Д: Нет, только на дереве. В: Как только зима укроет лес покрывалом, дятел полетит ближе к человеческим многоэтажкам и дорогам, в парки и лесопарковые зоны. И насекомые под корой ещё есть, и колбаса может случайно выпасть из бутерброда. Переход на семена сопровождается постройкой вспомогательных помещений. Зимующая птица сооружает кузни. Выглядит мастерская кузнеца как развилка веток или пробоина в них. Сюда дятел будет вставлять шишку и планомерно обстукивать её. Чешуйки падают вниз, а семена пернатый собирает на липкий язычок. Кузниц много, но пользуется птица двумя-тремя. Под ними набирается горка из отходов. П-К: Спасибо вам, вы так много рассказали и показали мне про птиц, с которыми я не смогла подружиться. Вы мне очень помогли. В: Мы очень рады, что тебе было интересно и познавательно. Давайте вернёмся в сад и проводим птичку, передадим ей подсказки. Идём обратно по сугробам, поднимаем выше ноги. (идут по сугробам под музыкальное сопровождение) В: Вот и пришли мы в сад, давайте разденемся, повесим всю одежду сушить и пройдём в группу. Д: Снимаем варежки, куртку, шапку и т.д… В: Птичка –кружевничка, тебе понравилось наше путешествие, ты всё запомнила? П-К: Очень понравилось, какие вы молодцы, столько знаете про птиц, как они живут, чем питаются, помогаете им зимой. Теперь я точно с ними подружусь, мне помогут все эти подсказки в корзинке. В: ребята, Птичка-Кружевничка предлагает сыграть вам в интересную игру. Согласны? Проводится интерактивная игра про птиц. В: А чтобы Птичка-Кружевничка запомнила, что птицы больше всего любят кушать зимой с кормушек, мы сейчас выполним творческое задание. Коллективная творческая работа «Любимые лакомства зимующих птиц». Синица – семена подсолнечника Снегирь – ягоды рябины Клёст – семена шишки Воробей – пшено Дятел — насекомое П-К: Мне пора ребята улетать, спасибо вам за всё, до свиданья, до новых встреч. Д: До свидания, будем ждать тебя снова. Итог НОД. Рефлексия. В: Кто у нас был в гостях? Куда мы отправлялись? Что видели там интересного? Что вам понравилось? Как мы помогли птичке? Рефлексия: Если вам было очень интересно, всё понятно и легко, возьмите птичку и посадите на зелёную кормушку, если были затруднения, на жёлтую, если всё не понравилось и было сложно на красную. Приложение Предварительная работа с детьми Театрализованная деятельность. Инсценировка «Птицы» (самостоятельная подготовка масок для обыгрывания детьми) Рассматривание иллюстраций, настольно-печатные игры. ОО ХЭР Рисование «Снегирь» ОО ПР Конструирование (из бумаги) «Клёст на веточке» Собирание пазлов (разрезных картинок) «Птицы» ОО ХЭР Лепка «Синицы» Раскрашивание раскрасок «Такие разные птицы» ОО ПР Конструирование (из бумаги). Обрывная аппликация «Скворцы прилетели» Работа с родителями Создание Тропы Здоровья на территории ДОУ, рассматривание деревьев, развешивание кормушек
|