Экологическое воспитание детей дошкольного возраста |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Осадчук Ольга Александровна | |||
30.10.2023 20:52 | |||
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка — дошкольника. Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. В этой статье предложен вариант использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников на примере проекта «Зеленая аптека».
Проект «Зеленая аптека» имеет своей целью уточнение и расширение знаний детей о лекарственных растениях, о применении этих растений для восстановления и сохранения здоровья человека, выяснить, какие лекарственные растения растут на Южном Урале, открыть «Зеленую аптеку» в своей группе и для детей младших групп дошкольного образовательного учреждения. В ходе реализации данного проекта решаются следующие задачи:
В содержание данного проекта во второй младшей группе включены мероприятия «В гостях у Неболейки», это персонаж, который на протяжении всей второй младшей группы участвует во всех делах группы, режимных моментах, оценивания навыки и умения детей в сохранении и укреплении собственного здоровья: Неболейка советует закаляться тем малышам, которые боятся этого мероприятия; следит за тем, как дети полощут горло травяными настоями, рассказывая о том, из какой травы сегодня он приготовлен и т. д. В средней группе содержание проекта определено ознакомлением детей в течение месяца с определенным лекарственным растением: «Наши зеленые помощники – ромашка»; «Наши зеленые помощники – шиповник»; «Желтые цветы липы»; «Помощница – календула»; «Красные ягоды рябинки»; «Цветы одуванчика и мать – и – мачехи». Также тематический план включает такие темы, как «Полечи себя сам» и «Уроки Неболейки», на которых дети средней группы демонстрируют практические умения по применению лекарственных растений. В старшей и подготовительной группах главный упор делается на практических занятиях по приготовлению самими детьми лекарственных травяных настоев, на закреплении технологии приготовления настоев в сюжетно-ролевых играх: «Дом», «Аптека». Ожидаемым результатом проекта является система знаний детей о лекарственных растениях и способах их применения. Содержание работы над проектом не противоречит содержанию образовательных программ дошкольного образования, направлено на реализацию требований образовательного стандарта по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Реализация предложенного в проекте содержания происходит не через проведение серий занятий, которыми и так изобилуют программы, а через организацию специальной предметно-развивающей среды в группе, включение детей в практическую поисковую или исследовательскую деятельность. Итогом работы по каждому разделу являются музыкально-познавательные развлечения или викторины, конкурсы и творческие презентации каждого ребенка об изучаемых лекарственных растениях, авторские выставки детских работ по содержанию проекта. Данный проект по своей сути направлен на индивидуализации каждого ребенка, помогает воспитателю определить и создать индивидуальное авторское пространство воспитанника через создание в предметно — развивающей среде выставок и индивидуальных уголков с содержанием работы ребенка по проекту. Таким образом, не перегружая сетку занятий в целом, предложенный материал систематизирует и конкретизирует знания ребенка о лекарственных растениях, помогает создать в группе атмосферу творчества и неформального общения детей друг с другом и со взрослыми, включить в общую работу родителей.
|