Конспект экскурсии в природу для детей старшей группы «Экологическая тропа» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Сытобудская Наталья Викторовна | |||
29.10.2023 23:34 | |||
Конспект экскурсии в природу для детей старшей группы «Экологическая тропа» Цель: В игровой форме продолжить наблюдение за объектами экологической тропы осенью. Задачи:
Материалы и оборудование: записки, пакет (корзина) с орехами, картинки к пословицам, костюм Зайца, картинки с рисунками веток деревьев к игре. Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, художественное слово, указания, поощрения, загадывание загадок, игры.
Предварительная работа: Наблюдение за объектами экологической тропы в разное время года. Чтение произведений о деревьях, загадывание загадок. Рассматривание фотоальбома с фотографиями объектов экологической тропы в летний, осенний периоды. Ход прогулки: Воспитатель с детьми выходят на улицу, навстречу им идет плачущий Заяц Дети: Здравствуй, Зайка. Что же такое случилось, что ты так горько плачешь? Заяц: Как мне не плакать? Послали меня мои друзья из леса вам гостинцы передать. Взял я корзинку. Шел, шел, шел, устал, отдохнуть решил, да и задремал. А когда проснулся, то ничего нет (показывает пустые лапки). Он их унес, гостинцы (плачет). Воспитатель: Да кто он – то? Заяц: Лесовичок! Лесовичок унес гостинцы. Он очень любит играть, и решил пошутить. Спрятал гостинцы, а вместо их, оставил вот это письмо. А я еще плохо читаю (плачет). Вы мне поможете? Кто может прочитать письмо? Ребёнок (подготовишки) читает письмо: «Чтоб гостинцы отыскать, Надо к Рябине вам шагать. Там подсказочку найдете. Дальше вместе вы пойдете». Заяц: А я не знаю, где у вас рябина растёт. А вы знаете, где? Покажите? (Все вместе идут к рябине). Заяц: Какая красивая Рябинка, сколько здесь много ягод. Наверно они очень вкусные? Дети: Да осенью они горькие, а зимой когда пройдут первые морозы ягода становится сладкая, из неё можно готовить вкусный- вкусный отвар, квас, компот в нём есть витамины. Заяц: А у нас в лесу рябину называют птичьим деревом, кто знает почему так называют? Дети: Она кормит всех голодных птиц. Зимой трудно птицам достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. На пир слетаются синицы, дрозды, снегири и другие зимующие птицы. Поэтому рябину называют птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери: белки, кабаны, куницы. Заяц: Давайте поищем подсказку. Где же она? (На ветках рябины находят подсказку (записку)): Ребёнок читает: «Верно путь вы угадали, Но, а к цели не попали. Вы к березонькам спешите, Там подсказку поищите». Заяц: А у вас тут есть березки? Дети: Конечно, есть. Заяц: Покажите. Дети: Пойдем мы тебе покажем. (Все переходят на березовую аллею). Ребёнок: «Эта модница лесная, Часто свой наряд меняет. В шубке белой – зимой, Вся в сережках – весной, Сарафан зеленый – летом, В день осенний – в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. Заяц: Давайте поищем подсказку (находят подсказку): Игра- имитация: «На березку посмотрите и в берёзку вы превратитесь. Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки) Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо) Как скажу вам 1, 2, 3 Так к березкам ты беги (Все разбегаются к березкам). Заяц: А что вы ещё про берёзку знаете? стройная, кудрявая, белоствольная, Ребёнок: Береза – очень любит солнечный свет и поэтому растет на светлых полянках и вырубках. На белой бересте выделяются черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Весной берёза дарит нам вкусный берёзовый сок. Птицы строят на берёзах свои гнёзда, а под берёзой растут грибы – подберёзовики. Из коры берёзы – бересты люди делают много красивых изделий- шкатулки, хлебницы. Заяц: Давайте мы погладим ствол березки и послушаем, что она нам говорит: (Дети слушают) Заяц: Вы услышали? А я услышал, говорит она нам: «Вы к клёну поспешите, Там подсказочку найдите». Заяц: У вас и клён есть? Дети: Конечно есть. Заяц: Ну, здравствуй, клён. А вот и письмо, но как оно высоко? Как же нам его достать? А я знаю, давайте расскажем стихотворение про клён: Ребёнок читает стихотворение: Под клёном я стою И на солнышко гляжу. Солнышко так жалко: Бедному так жарко! Хоть бы тучка набежала, Чтоб ему прохладней стало.
Распускается весной Клен нарядный – лист резной. Каждый листик, как звезда, Клен узнаешь без труда. Заяц: А вот и подсказка: Давайте почитаем подсказку: «К сосне вы поспешите, Там подсказочку найдите». Заяц: А что это такое сосна– дерево или куст? Дети: это дерево. Заяц: А что вы знаете про сосну? Дети: Это ещё молодая сосна– маленькая. Её и ель мы наряжаем игрушками на новый год и водите вокруг неё хороводы. Она вырастает большим деревом, а вместо листьев у неё множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя. В хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота. Заяц: А давайте мы поиграем и она нам отдаст письмо. Хоровод: «Мы по лесу идем» Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Мы по лесу идем, Зверей найдем. Зайца громко позовем: «Ау-ау-ау!» Никто не откликается, Лишь эхо отзывается, Тихо: «Ау-ау-ау!» Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем». (Дети находят подсказку) Заяц: Ребята, А что это за дерево? Кто знает? Я вам сейчас загадаю загадку про него: Дунул ветерок немножко В серебристые ладошки, Задрожала ими сильно Боязливая... (ОСИНА). Заяц: А кто расскажет про осинку стихотворение? Ребёнок: Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке. Замерли вершины, Ветры в поле спят, Только у осины Листья шелестят. Шепчутся бессонно, Говорят друг с другом, Пробегают волны По листве упруго. Спят в лесу рябины, Дремлет пышный клён. Чуткая осина Стережёт их сон. Заяц: А вот и подсказка «На участок побегите, Там играйте и резвитесь А деревья назовёте Так подсказочку вернёте». Все проходят на участок. Заяц: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Беги к тому дереву, с какого дерева листок» Игра «Беги, к тому дереву с какого листок» (Дуб, каштан, берёза, вяз, рябина) Зайка: Предлагает подойти поближе к каштану. А почему все почти листья опали? Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют, засыхают и падают. Заяц: А в какое время года это происходит? А какие поговорки вы знаете про осень? (С картинками — подсказками) Дети: Осень — это время собирать урожай. Осень идёт, а за собою дождь ведёт. Осень хвастлива, зато весна справедлива. Осенью и воробей богат. Осенью скот жиреет, да человек добреет. Тёплая осень — это к долгой зиме. Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима. В осеннее ненастье семь погод на дворе. Весна красна цветами, ну а осень — снопами. У зайцев шерсть побелела — зима близко Весна красна, но голодна; осень дождлива, но сытна. Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу — поздней зимы. Облака редкие — будет ясно и холодно. Облака редкие — будет ясно и холодно. Как рябины много — так дождливая осень, мало рябины — значит, осень сухая будет. Кошка мордочку прячет — на холод. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега будут. Заяц: А я нашёл, где еще одна подсказка спрятана. (Открывает подсказку и читает): «К дереву теперь идите, И гостинец отыщите.» «На толстой, прочной ветке, Я спрятал конфетки. Для мальчика и девочки, И для рыжей белочки. Заяц: Это к какому дереву идти? Подожди, здесь еще что-то написано: Загадка: Я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц. Все подходят к дубу. Снимают с веток пакет-корзинку. Заяц: Это он, он! Это всем гостинчик от лесных жителей. Воспитатель: Тут на пакете опять что-то написано: «Попрошу вас не пугаться, Но гостинец заколдован. Стоит съесть и в тот же миг, Сбудутся желания, Так раздайте сейчас же гостинец». Заяц раздает детям орешки. Каждый загадывает желание. Дети: Спасибо тебе, Зайчик, за такие вкусные орешки. И Лесовичку спасибо за веселую прогулку. Но нам пора возвращаться в группу. Приходи к нам зайка в гости вместе со своими друзьями. Заяц: Спасибо! До свидания! Дети: До свидания!
|