Консультация на тему: «Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Игонина Валентина Владимировна | |||
29.10.2023 21:15 | |||
Консультация на тему: «Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Атепцевская СОШ дошкольное отделение Подготовила воспитатель: Игонина В.В. Атепцево, 2023г. Природа окружает ребенка с ранних лет. Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. И.Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во всё многообразие окружающей природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы…Единственный подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».
При общении ребёнка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляю жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла. Почему же это происходит? Это связано, прежде всего, с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. А в отношении растений – так многие дети и не считают растения живыми. Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются. Поэтому на помощь ребёнку приходят взрослые, а в детском саду, конечно — же воспитатель, который поможет разобраться ребёнку во всем многообразии окружающего мира. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Экология – не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой. Одна из целей экологического воспитания — формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека. Экологическое воспитание– формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте, в это время происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности. Главной задачей в дошкольном экологическом воспитании зародить семя правильного, бережного отношения к окружающему миру. Необходимо донести до детей понимание, что ответственность за все живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в любой экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Сущность экологического воспитания состоит не только в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, но и формирование мотивов, ориентирующих действия о природе и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений. Цели экологического воспитания:
Задачи экологического воспитания:
Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются:
Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Принципы работы воспитателя — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. Основополагающими принципами работы воспитателей нашего детского сада по экологическому воспитанию являются:
Методы экологического воспитания дошкольников. Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
Так же, в своей работе по экологическому воспитанию детей, педагог должен использовать различные формы обучения. Необходимо внедрять интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, литературы, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Воспитатели используют различные виды деятельности: игра, наблюдение, экспериментирование, чтобы помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми. Игра — это очень важный метод экологического воспитания. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить. Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности. Экскурсии на природу – увлекательная форма работы с детьми. Они способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. На экскурсии дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания. Огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность. Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира. Экологические эксперименты, игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности. В процессе обучения происходит воздействие на все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Большое внимание уделяю общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми на лугу, на территории детского сада. При таком комплексном подходе в работе у детей развивается кругозор, наблюдательность, сенсорика; дети учатся устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, обнаруживать причины и следствия; развивать различные формы общения: рассказ, описание, диалог. Труд детей в природе расширяет кругозор, они знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным. Оптимальным для экологического воспитания детей в детском саду является проведение различных экологических проектов «Посади дерево!», «Чтобы слышалось пение птиц!», создание экологической тропы «Хозяева леса», совместные экологические игры с родителями, акция «Сделаем свою площадку во дворе цветущей». При проведении экологических праздников, необходимо устраивать выставки рисунков, поделок, плакатов, с помощью которых дети получают представление о масштабности экологического движения. Значительную помощь в развитии экологических знаний, экологическом воспитании могут оказать педагогам родители. Так как многое зависит и от родителей, они не задумываются над тем, как ведут себя дети на природе, не обращают внимания на то, что дети срывают охапками цветы для букетов, разоряют муравейники, ломают ветви деревьев. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Взаимодействие с семьями воспитанников Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Только с помощью многократных повторений навыков, знаний, умений на практических мероприятиях, можно прочно сформировать экологическую культуру у детей. Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги ( «День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д. Консультация для родителей Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Взрослые должны сами бережно относиться к природе и чаще обращать внимание детей на это. Хорошо, если родители научат выбрасывать мусор в специальные контейнеры и не ломать на деревьях ветки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле. Надо чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Во время прогулок родители имеют большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а также развивать его ум, тренировать внимание, память. Родителям лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью. Важно, чтобы прогулки с детьми на природе были постоянными и желанными для ребенка. Ведь можно вечером, удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку своего малыша и пойти с ним на природу. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.
Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки. Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Какими будут наши дети, зависит от нас. Показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребёнка. Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбить природу. Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду- это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши богатство нам должны помочь наши дети. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Таким образом, при тесном взаимодействии воспитателя с родителями необходимо привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
Литература:
|