Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Воробьева Виктория Игоревна | |||
26.10.2023 15:37 | |||
Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию» Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяются и инновационные формы и методы. Сейчас я приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников. 1. «Письмо-жалоба» Интересный приём в работе с детьми. Дети получают писемо-жалобу от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода — те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.
2. «Кейс – технология». Метод «Кейс – технология» — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Мы играли в игру «Узнай по объявлениям» она знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица). 3. «ИОС» Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Жар-птица беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом» Наша игровая "Чиполлино помогает выращивать лук" 4. «Метод экологической идентификации» «Метод экологической идентификации» — сравнение себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я — муравей…», «Я – сломанное дерево…», «Я — птенчик, выпавший из гнезда …», «Я- засохшее комнатное растение». Я предложила ребенку почувствовать себя ёжиком. И т.к. у нас проходит акция батарейки сдавайтесь я поставила проблему детям. Ежик гуляет по поляне среди цветов и тут он находит много батареек. что делать Дети сразу же захотели помочь (собрать батерейки) ежику. Ну а ребенок сдел вывод что гулять среди мусора ему плохо. Лучше в цветочках. 5. «Проектно — исследовательская деятельность» Проектно — исследовательская деятельность также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. 6. «Экологический микрофон». БЕСЕДА О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ. БЕСЕДА О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ. В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы — «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает Ф формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников. 7. СОРСИ Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: двигательный и познавательный. Испытание проходит в течение 5-7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет: «Соберем съедобные грибы и ягоды», «Поможем затушить возгорание в лесу», «Чистая земля, чистая река», «Животные «Красной книги» и другие». 8. «Активные формы работы с семьёй» Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Также даются домашние задания, совместный уход за животными, растениями, сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях.
Цель: познакомить детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, учить отмечать погоду в календаре природы 10. Тематический день «День ЗЕМЛИ» Методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.
|