Конспект занятия по экологии «Семья и природа» в старшей группе. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Саввина Ольга Ивановна | |||
25.10.2023 11:55 | |||
Конспект занятия по экологии «Семья и природа» в старшей группе. Цель: формирование интереса к родной природе; воспитание желания помогать птицам, которые страдают зимой от холода и голода; формирование представлений воспитанников о птицах; воспитание бережного отношения к птицам. Образовательные задачи: Уточнить представление детей о птицах, об условиях их жизни. Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц). Коррекционно-развивающие задачи: развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой; корригировать зрительную память и развитие мыслительных операций. Умение слушать педагога и других детей. Развивать коммуникативные способности.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к живой природе, желание помогать птицам. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь в трудные минуты. Материал к занятию: Макет дерева. Разноцветные листья. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу». Карточки птиц. Кормушка. Корм для птиц. Ход занятия (Дети становятся в круг, здороваются) Воспитатель: сегодня на улице пасмурно, холодно, а в нашей группе светло и весело. Давайте улыбнёмся друг-другу и нашим гостям. Пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. Сейчас я загадаю загадку, а вы послушайте и отгадайте: Это слово каждый знает, Не на что не променяет К цифре 7 добавить Я Что получится? Дети: Семья. Воспитатель: правильно ребята? А как вы понимаете слово семья? Дети: это когда живут вместе папа, мама, дети, сестра, брат, дедушка, бабушка, родственники. Где все ухаживают и помогают друг другу. Воспитатель: Семья может быть большая и маленькая. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, и забота друг о друге. Воспитатель: А любите ли вы ходить в лес вместе со своей семьёй? Дети: Да. Воспитатель: А с какой целью вы и ваша семья ходит в лес? Дети: подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами. Воспитатель: собрать букет из осенних листьев. А у меня есть волшебный клиновый лист из леса, давайте с ним сделаем гимнастику для глаз. Пройдите пожалуйста и займите своё место за столом. сейчас мы сделаем гимнастику для глаз. Снимите пожалуйста очки, положите их на стол (не забывайте, что очки нужно класть на стол стеклами вверх) и выполняйте вместе со мной. Гимнастика для глаз: с кленовым листом. На листочек я смотрю, Влево глазки я веду, Вправо глазки я веду, Вверх смотрю и вниз смотрю. Сильно глазки закрываю И тихонько открываю, Вдаль я на листок смотрю: - Здравствуй, листик, – говорю Воспитатель: Вы и ваша семья соблюдаете правила поведения в лесу? Дети: да. Воспитатель: сейчас мы это узнаем. Поиграем в дидактическую игру «Можно- нельзя» У вас на столе лежат листья (красного, жёлтого цвета) Я буду показывать карточку и называть правила. Вы слушаете и анализируете все предложенные мной варианты, и, если верно – поднимаете зеленый лист, если нет – красный. Давайте их повторим. Я буду показывать карточку, а вы будете мне называть. д/и «правила поведения в лесу. (Воспитатель показывает карточки с правилами, дети объясняют, что это за правила.) Дети: -Берегите муравейники. Не разоряйте их. - Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда! - Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе! - Не рви цветы! - Не лови бабочек и других насекомых! - Не разжигай костёр! - Не лови и не уноси домой диких животных. Воспитатель: Молодцы! Все правила вы назвали. Ребята, а что может случиться, если вы и ваши родители не будут выполнять правила поведения в лесу? Дети: исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы. Воспитатель: «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные. Воспитатель: Скажите, а у птиц может быть семья? Дети: да может. Воспитатель: А как семья птиц заботится о своих птенцах? Дети: вьют уютные гнёзда, в которых откладывают и высиживают яйца, сторожат их от хищников. Когда птенцы вылупляются, птицы приносят корм. Когда птенцы подрастают, родители учат их летать. Воспитатель: А как вы помогаете птицам в холодное время года? Дети: делать кормушки вместе с родителями и подкармливать птиц. Воспитатель: А какие птицы живут в лесу? Дети: Ворона, сорока, дятел, снегирь, кукушка, ворона, Воспитатель: правильно! Воспитатель: а чем птицы похожи друг на друга? Дети: (голова, крылья, туловище, клюв.) Воспитатель: а чем птицы отличаются друг от друга? Дети: Размером, опереньем, видом. Воспитатель: а чем ещё могут отличаться птицы? Дети: одни улетают на юг перелётные птицы, другие остаются зимовать они называются зимующие. Воспитатель: правильно. Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Определи птицу» (зимующая, перелётная) я буду показывать карточку, а вы будете называть птицу и говорить перелётная она или зимующая. А сейчас встаньте и подойдёте к столу. Всем понятно задание. Дети: да. Воспитатель: Молодцы, всех птиц назвали. Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнём и представим, что мы отправимся в лес. Физминутка (дети выходят в круг) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками) Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой) В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево) Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад. Воспитатель: посмотрите, у нас дерево, а под деревом, что-то находится? Дети: кормушка. Воспитатель: зачем нужна кормушка? Дети: для подкормки птиц., потому что им в холодное время нечего есть. Воспитатель: правильно. Воспитатель: а вы дома со своей семьёй делали кормушки для птиц. Дети: да. Воспитатель: а из чего? Дети: (пластиковой бутылки, коробки.) Воспитатель: Давайте возьмём кормушку и пройдём к столу. Воспитатель: а чем можно подкармливать птиц? Дети: хлебными крошками, семечками, салом. Воспитатель: Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, голуби любят крупу и хлеб. Давайте заполним кормушку кормом. (дети берут корм и заполняют кормушку) Воспитатель: Молодцы! А ещё птицы любят употреблять в пищу ягоду рябину. Но, к сожалению, у нас её нет. А может быть мы сами сделаем её? И оставим в волшебном лесу. Но сначала нужно выполнить пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу я пересчитать. Мама, папа, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два мышонка, мой воробей, сверчок и я Вот и вся моя семья. (Детям предлагается нарисовать ягоды пальцами). Или из пластилина) Воспитатель: давайте оставим кормушку с кормом и ягоды рябины, которые мы сделали в волшебном лесу. И возвратимся снова в группу Итог: что понравилось на занятии? Что нового и интересного вы узнали? А самое главное, что мы вместе с семьёй можем помочь птицам, развесив кормушки и насыпать в них корм.
|