Проект «Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Спиридонова Ольга Борисовна | |||
17.10.2023 20:28 | |||
Проект «Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Разработал Воспитатель высшей квалификационной категории Спиридонова Ольга Борисовна Паспорт проекта Вид проект Практико-ориентированный Субъекты проекта воспитанники дошкольной образовательной организации (от 4 до 7 лет); семьи воспитанников; педагогический коллектив. Сроки реализации проекта Долгосрочный; 2023 – 2024 учебный год Основания для разработки проекта
Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. От 23. 07. 2013) «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. Профессиональный стандарт Педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. Назначение проекта: Проект направлен на формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы и экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Цель проекта. Построение инновационной модели образовательного пространства ОО, обеспечивающей формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста 4 – 7 лет. Задачи проекта
4. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по вопросам экологического воспитания. путем поисково-исследовательской деятельности5. Создать современную предметно-пространственную среду, способствующую 6.Разработать цикл методических рекомендаций и практико-ориентированных мероприятий по взаимодействию ОО и семьи в вопросах воспитания у ребенка гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношение к миру природы и развитиячувства эмпатиик объектам природы в процессе поисково-исследовательской деятельности 7. Оценить и дать анализ образовательных, развивающих и воспитательных эффектов используемых технологий. 10 Ожидаемые результаты 1. Сформированаэкологическая культура у детей и их родителей. Овладение элементарными навыками исследовательской деятельности при формировании экологического воспитания. 2. Оптимизирована экологическая деятельность в ОО, с использованием современных исследовательских технологий. 3.Создана содержательно насыщенная, полифункциональная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда, обеспечивающая оптимальную опытно-исследовательскую активность детей. 4. Сформированы профессиональные компетенции педагогов ОО для реализации комплексного подхода по проблеме формирования экологической культуры путём исследовательской деятельности. 5. Обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышена компетентность родителей (законных представителей) в вопросах экологического воспитания. 2. Пояснительная записка к проекту. 2. 1. Актуальность выбранной темы. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира и воспитания экологического сознания маленького человека. В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна. В связи с этим и представляет особый интерес формирование иследовательская деятельность в природе и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения. 2. 2 Цель проекта. Построение инновационной модели образовательного пространства ОО, обеспечивающей формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы и экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по формированию экологической культуры детейс использованием современных технологий исследовательской деятельности через реализацию комплексного подхода. Принципы реализации проекта:
3. Содержание проекта 3.1. Ресурсное обеспечение проекта Нормативно – правовое Федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОУ: — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ; — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; — «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 г. N 26, 2.4. 1. 3049- 13 — Приказ Минздрава России от 30. 06. 92 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»; — Приказ Минздрава РФ от 03. 07. 2000 N 241 «Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»; — Приказ Минздрава России от N 60 от 14. 03. 95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»; — Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; — Устав МБДОУ № 11 «Искорка» Научно – методическое — методическая литература по данной тематике — методический и практический материал для работы с детьми — использование Интернет-ресурсовна экологическую тематику — мультимедийные пособия Кадровое — педагогические работники (воспитатели,, музыкальный руководитель); Информационноеобеспечение проекта предполагает: — проведение собраний всех структурных элементов системы управления познавательной деятельности — распространение информации для родителей об исследовательских технологиях посредством сайта, информационных стендов, памяток, буклетов. — проведение мониторинга удовлетворенности родителей посредством опроса в форме анкетирования Материально-технические ресурсы: - Центр науки и естествознания
Сроки реализации проекта I этап – аналитический (сентябрь 2023) Цель: анализ условий, созданных в ДО, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы. На этом этапе планируется
II этап – подготовительный (октябрь 2023 г) Цель: разработка системы работы по экологическому воспитанию в МБДОУ детского сада общеразвивапющего вида № 11 «Искорка». Этот этап предполагает — планово-прогностическаю деятельность: — комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта: — разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации экологического воспитания с дошкольниками; — разработка системы по исследовательской деятельности для формирования экологической культуры — разработка методических рекомендаций (педагогический инструментарий); — разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта. — разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями; — подготовка цикла тематических мероприятий I IIIэтап – практический (ноябрь 2023 г – июль 2024 г) Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. Этот этап предполагает: 1)Организационная деятельность: — обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере исследовательской деятельности и формирования экологической культуры; — подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к экологическому воспитанию; — проведение цикла тематических мероприятий; — организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам экологического воспитания детей и их познавательных способностей — организация оперативного контроля использования системы работы экологической культуре в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей. 2)Регулятивно-коррекционная деятельность: — по внедрению проекта и использованию исследовательских технологий; — по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта. IV этап – заключительный (август-ноябрь2024 г) Цель: подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее. На завершающем этапе осуществляется использование активных форм методической работы: — тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций; — мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей; — подведение итогов проекта, участие в открытых мероприятиях и конкурсах Здравствуйте, Амирова Лилия Фагимовна
|