Использование экологических игр в воспитании дошкольников |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Приходько Лариса Анатольевна Ермакова Ольга Анатольевна | |||
27.06.2023 17:01 | |||
Использование экологических игр в воспитании дошкольников Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Особое место занимают игры. Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти, координация речи с движениями, развития творческого воображения. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ
«Речка» Цель: координация речи с движениями. Ход игры: К речке быстро мы спустились, — дети идут к центру круга. Наклонились и умылись, — движения по тексту. Раз, два, три, четыри-4 хлопка. Вот так славно освежились, -4 прыжка на месте. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно; — идут по кругу, взявшись за руки. Вместе- раз, это брасс, Одной, другой – это кроль. — движения по тексту. Все как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой- шаг вперед. И отправились домой. — расходятся в разные стороны. «Вышел дождик погулять» Цель: координация речи с движениями, развитие творческого воображения. Ход игры: Раз, два, три, четыре, пять- 5 хлопков. Вышел дождик погулять, — дети медленно идут по кругу друг за другом. Шел неспешно, по привычке, — идут чуть быстрее. А куда ему спешить? — останавливаются, разводят руки в стороны. Вдруг читает ан табличке: — 4 хлопка. «По газону не ходить!» — 4 прыжка. Дождь вздохнул тихонько: - Ох! — вздыхают. И ушел. Газон засох, — машут рукой, расходятся. «Яблоня» Цель: координация речи с движениями, работа над общими речевыми навыками. Ход игры: — Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? – дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре стоит ребенок, подняв руки вверх- «яблоня». Заморозил их мороз? — греют руки. Или ветер их унес? – бегут по кругу. Или молния спалила? — присели. Или градом их побило? — прыжки на месте. Или птицы поклевали? — 3 хлопка. Куда они пропали? — разводят руки в стороны. Не морозил их мороз, — «яблоня» говорит, дети выполняют движения. И не ветер их унес, — бегут по кругу. Не спалило их огнем, — присели. Града не было с дождем, — прыжки на месте. Птицы их не поклевали, — 4 хлопка. Дети оборвали! — дети разбегаются, «яблоня» ловит детей. «По ягоды» Цель: координация речи с движениями. Ход игры: Мы шли- шли-шли, — дети идут по кругу. Землянику нашли, — наклониться, правой рукой коснуться носка левой ноги, не сгибая колен. Раз, два, три, четыре, пять- 5 хлопков. Мы идем искать опять, — наклониться, левой рукой достать носок правой ноги. (играть можно дальше, заменяя названия ягод и меняя движения детей). «Мы» Цель: координация речи с движениями. Ход игры: Мы вокруг березы весело пойдем, — дети идут по кругу взявшись за руки. Руки вверх поднимаем, — останавливаются, руки вверх. Гриб в траве найдем, — присели. Ветерок догоним, — прыжок вперед. Покружимся слегка- кружатся. И подбросим листья вверх под облака – подбрасывают листья. «Овощи» Цель: координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи. Ход игры: Как – то вечером на грядке — дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга водящий с завязанными глазами. Поиграть решили в прятки. Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же, — останавливаются, крутят водящего. Раз, два, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, — разбегаются, приседают, водящий ищет. Ну а ты иди искать. «Воробей» Цель: координация речи с движениями, развития творческого воображения, подражательности. Ход игры: Среди белых голубей — дети идут по кругу, изображая голубей, а в центре ребенок «воробей» скачет. Скачет шустрый воробей. Воробышек- птичка, серая рубашка – дети встают лицом в круг, идут приставным шагом, «воробей» пытается вылететь. Откликайся, воробей, вылетай -ка, не робей- «голуби» не выпускают «воробья». «Стрекоза» Цель: координация речи с движениями, развитие пространственной ориентации. Ход игры: Я большая стрекоза, — дети стоят, руки развели в стороны. Пучеглазые глаза, — руками показывают большие глаза. Я летала и летала, Устали не знала — бегают по кругу. На ромашке посидела — остановились, присели. Опять полетела — бегут по кругу. «Лесной переполох» Цель: координация речи с движениями, работа над развитием мимики. Ход игры: В весенний, ясный, теплый день На голый лес упала тень, — дети идут по кругу, взявшись за руки. Охватил зайченка страх – ах — останавливаются, изображают страх. Страшный коршун в небесах — ах! — руки в стороны, прижать к себе. Убегайте все быстрей — эй. Берегитесь злых когтей – эй — бегут по кругу. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Улетают — не улетают» Цель. Различие перелетных и зимующих птиц. Ход игры: дети стоят в кругу, бросая мяч называя перелетных и зимующих птиц. «Что где растет» Цель. Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты на дереве. Ход игры: дети собирают картинки овощей и фруктов и раскладывают их в огороде, или в саду (сюжетные плоскостные картины). «Зеленая Аптека» Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.). Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». «Найди растение по перечисленным признакам» Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений. Материал: карточки с изображением растений. Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку. «Что в мешочке. Живая и неживая природа» Цель. Учить детей различать объекты живой и неживой природы. Ход игры: в мешочке лежат шишки, камешки, муляжи животных, веточки, ракушки и так дал. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к живой природе и не живой. «Кто больше запомнит» Цель. Находить предметы по описанию Ход игры: лист бумаги разделить на клетки, в каждую положить картинку листика, плода или семена разных деревьев. Предложить посмотреть и запомнить, что лежит в клетках, затем отвернуться и назвать предметы. Можно усложнить – ребенок должен запомнить, какой предмет лежит в правом верхнем углу, или посередине. «Узнай какой зверь» Цель. Уточнять и закреплять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках приспособленности диких животных. Ход игры: по описательному рассказу педагога о животном (внешний вид, повадки, среда обитания) ребенок находит предметную картинку с изображением данного дикого животного. «Как вести себя в лесу» Цель. Формировать у детей навыки разумного поведения в лесу. Ход игры: из предложенных правил воспитателем — дети называют нужные правила. «Отгадай какая птица» Цель. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням. Ход игры: дети по повадкам, описанию внешности, песнями угадывают птиц. «Растения и животные Красной книги» Цель. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемые растения и животные. Ход игры: предложить детям карточки разных животных и растений; отобрать те растения и животных, которые занесены в Красную книгу. «Посели животное» Цель. Закрепить знание детей мест обитания животных (лес, луг, водоросли, почва, берег водоема). Ход игры: ребенок получает набор карточек, на которых изображены лес, луг, водоросли, почва, берег водоема. Педагог показывает картинки с разными животными, дети кладут картинку с изображением места обитания животного. «Когда это бывает?» Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года. Ход игры: воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д. «Хорош- плохо» Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе. Ход игры: воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему. «Найди нужный листик» Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Ход игры: дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. «Съедобное- несъедобное» Цель. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку. «Четвертый лишний» Цель. Закреплять знания детей о насекомых. Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
«Какое насекомое, назови?» Цель. Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых. Ход игры: дети должны на скорость собрать разрезанную картинку, назвать насекомое. Если кто- то затрудняется, можно использовать загадки. «Угадай, что где растет» Цель. Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память. Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. «Кто чем питается?» Цель. Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно; кто чем питается.
|