Занятие по экологии у средней группы «ЖИЗНЬ ПТИЦ ЗИМОЙ» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Сучилина Елена Викторовна | |||
17.04.2023 18:38 | |||
Занятие по экологии у средней группы «ЖИЗНЬ ПТИЦ ЗИМОЙ» Методическая разработка Составила: воспитатель ГБОУ Школа №2075 ДО№2 Сучилина Е.В. Программное содержание: Закрепить представления детей о жизни зимующих птиц, об их повадках, внешнем виде, питании; формировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы совершенствовать связную речь развивать мышление, память, любознательность активизировать словарный запас- воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе; материал внимание к каждому уголку родной земли. Материал к занятию: птиц, письмо старухи зимы, карточки к играм «Четвертый лишний», «Собери картинку». Ход занятия: Вводная беседа. - Ребята какое сейчас время года? - Что зима принесла с собой? - Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?
У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая. - Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? -Какими природными явлениями зима выражает свою злость? Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» «Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и поразметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны.» Инсценировка Звучит музыка: появляется птичка синичка Воспитатель: Здоровается с детьми и предлагает отгадать загадки. Я в берете ярко-красном, В серой курточке атласной, Я деревьям всем приятель, А зовут меня все... (дятел) Непоседа-невеличка, Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку, Зимой на ветках яблоки! А зовут меня... (синичка) Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Я весь день ловлю жучков, Ведь это... (снегири) Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Кто на ёлке, на суку, Здесь, под крышей обитаю. Счёт ведёт ку-ку. -ку-Ку»? (кукушка) Чик-чирик! Не робей Я бывалый... (воробей) Здравствуй птичка невеличка, Желтогрудая синичка. Как же здесь ты оказалась? Ведь старуха зима, всех птиц прогнала. Да, здесь я зимовала, никуда не улетала я не перелётная В — ль ребята, как же назвать этих смелых птиц не улетающих от нас зимой? (Зимующие) В —ль (птицам): Много бед и невзгод вы перенесли в суровую зиму, а у нас вас ждет тепло и корм, проходите, отдохните. (дети-птицы садятся на стулья) - Каких зимующих птиц вы ещё знаете? Дети отвечают. Игра «Узнай по описанию» 1. «По бокам перышки у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела. (сорока) - Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета») - Почему её так называют? 2. «Это больная, хитрая, ловкая и находчивая птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона) - Почему ворону называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами? 3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик» - Как называют дятла и почему? (Лесной доктор) 4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой» - Расскажите, как синичка клюет семечки? 5. «У самца этой птицы спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее, Грудка у нее не алая, а темно- серая» МОЛОДЦЫ, ребята много вы знаете о зимующих птицах, а сейчас мы с вами физ. пауза. «Птички в гнездышках» На одной стороне группы обручи — это гнездышки. Дети их занимают. По сигналу «поднялось солнышко, вылетели птички из гнезд!» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу») дети выпрыгивают из гнездышка и бегают в разных направлениях, машут руками, будто крыльями, приседают, постукивают пальцами по коленям, имитируя, как птицы клюют. По сигналу «вечер наступил. Птички домой!» (прекращает звучать музыка). Дети занимают свои гнездышки. Влетает Сорока с письмом, кричит: «Новости! Новости! Лесные НОвОСти! Вам письмо» В — ль. Спасибо, Сорока, проходи, садись с нами. Интересно, кто же написал нам письмо? Давайте почитаем его (Читает письмо). Снегом засыпаны лес и поля, Спит под сугробами крепко земля. Что же я вижу—птицы ЗИМОЙ! Кто разрешил им спорить со МнОЙ? Был же приказ всем улетать, Нет, ведь остались они зимовать. Буду теперь я сердитей и строже, Их непременно всех заморожу! Впрочем, смягчусь, не буду я зла. Я подобрела сегодня с утра. Но вы должны птицам помочь. Кто поработать из вас не прочь? Если согласны, тогда не зевайте, Быстро заданья мои выполняйте. - Ребята, вы догадались от кого это письмО? - Выполним задания старухи зимы? 2. Игра «Угадай, какая птица поёт?» Произношу звуки птичьей песенки, дети, угадывают какая это птица.
" Кик, кик, кик. (Дятел) " Ци-ци-ци-пи—весной, Ин•• чи, ин-чи. Зинь-т-вер, зинь-зинь (Большая синица)
" Кле-кле-кле. (Клест) 4. Игра «Собери картинку» Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах, воспитывать любовь и заботу о братьях наших меньших. Молодцы, ребята, все задании старухи зимы вы выполнили. Теперь она птиц не заморозит. - Скажите, что для птиц зимой самое страшное, холод? (Нет) - Почему холод не так страшен? - А что же для птиц самое ужасное? (Голод) - Что нужно сделать для тою, чтобы помочь птицам пережить тяжелую зиму? (Смастерить кормушки и насыпать туда корм) - А чем мы будем кормить птиц? (Семенами различных растений: овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки; единицам кроме семян кладут сало или МЯСО.) - Да, ребята, зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самую холодную погоду. Но во время снегов, метелей птицы голодают, они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму нашим пернатым друзьям.
|