Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей посредством игровых ситуаций
Занятия по Экологии
Автор: Голингреин Елена Гавриловна   
13.04.2023 12:47

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей посредством игровых ситуацийФормирование экологической культуры детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей посредством игровых ситуаций

Исполнитель: Голингреин Елена Гавриловна воспитатель МКУ «Детский дом №6 «Огонёк» г. Прокопьевск

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день острой мировой проблемой является загрязнение окружающей среды. И, несомненно, школа, считаясь одним из главных социальных институтов, должна прививать экологическое образование будущим поколениям. Задачами педагогов, кроме всего должно стать улучшение экологической грамотности учащихся, формирования у поколения гуманного отношения к природе и бережного использования ресурсов, которые она дает.

Формирование экологической культуры личности является одним из важнейших аспектов экологического образования и чем раньше ребенку прививается экологическая культура, тем ощутимее будут результаты. Таким образом, дошкольное детство является главным этапом в развитии у ребенка важных экологических знаний и навыков.

В контексте воспитания экологической культуры важным является осмысление необходимых для ее развития условий, что обусловливает цель работы – рассмотреть основные условия развития экологической культуры с дошкольниками средствами игровых ситуаций.

 

Скачать конспект

Задачи:

  1. Раскрыть условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей.
  2. Рассмотреть практический опыт формирования экологической культуры дошкольников оставшихся без попечения родителей средствами игровых ситуаций.

Объект исследования – экологическая культура дошкольников.

Предмет – процесс формирования экологической культуры дошкольников средствами игровых ситуаций.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение передового опыта индукция, классификация, дедукция, синтез.

1. Условия формирования экологической культуры детей

дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей

Дошкольный возраст — наилучший период в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональное и ценностное отношение ко всему, что окружает ребенка. Начинают формироваться основы нравственных и экологических направлений личности, которые проявляются в поведении ребенка в природе, а также во взаимодействиях его с природой.

Человек — часть природы: он не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир, не может жить вне ее. Мы сможем лучше понять тайны природы, только научившись жить в полном согласии с ней и сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на Земле.

Осознанное правильное отношение к объектам природы формируется в дошкольном возрасте. Правильное понимание выстраивается на знании особенностей жизни животных, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразных видах деятельности экологической направленности.

С дошкольного возраста, когда развиваются основные приемы познания окружающей действительности, формируется ценностное отношение к природе начинают работу по формированию экологической культуры.

Проблема экологического образования в наши дни заботит многих — ученых, педагогов, общественность. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных исследованиях, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, так же там указывается на необходимость воспитывать у дошкольников рациональное и осознанно правильное отношение к природе, которое включает в себя не только экологические знания, но и разнообразную деятельность с применением этих знаний.

Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем, в целом формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека, и включает в себя не только разные виды деятельности, но и экологическое сознание человека, которое складывается в результате данной деятельности.

Под формирование основ экологической культуры понимают становление умения созидательно взаимодействовать с природой, а также осознанного и правильного отношения к ней, людям, которые ее охраняют, созидают и создают на ее основе духовные и материальные ценности.

Пока дети знакомятся с окружающей средой, они приобретают все необходимые основы экологической культуры, у детей появляются конкретные знания о разнообразных явлениях живой и неживой природы.

Дошкольник обучается понимать определенные особенности времен года, находить и понимать простые взаимосвязи и зависимости между явлениями и предметами, а также приобретает систематические представления о том, как живут растения и живые существа. По мере того, как ребенок растет задачи формирования экологической культуры будут постепенно расширяться и усложняться.

Дошкольный возраст – это самое первое звено системы непрерывного экологического образования, в связи с чем формирование основ экологической культуры приобретает отдельное значение. Целью экологического образования дошкольников является формирование их экологической культуры, которая включает в себя знания о природных явлениях, о том, как ее сохранять, с чем она взаимосвязана, какова деятельность по улучшению и сохранению природной среды, какими должны быть навыки правильного экологически культурного поведения, а также какова мотивация к соблюдению поведенческих правил и норм в природе.

Основными компонентами экологической культуры дошкольников являются следующие:

  • знания об объектах природы и том, как их охранять и защищать
  • интерес к природе и тому, как ее охранять.
  • эстетические и нравственные чувства, относящиеся к природе
  • мотивы, которые определяют поведение и деятельность личности в рамках взаимодействия с природой.

С.Н. Николаева полагает, что под формированием основ экологической культуры дошкольников подразумевется, в первую очередь, становление осознанного и правильного отношения к природе. Воспитанием данной культуры необходимо заниматься как можно раньше, чтобы получить ощутимые результаты.

Педагогическими условиями для формирования основ экологической культуры дошкольников называют целенаправленно созданную обстановку, в которой совокупность психологических и педагогических факторов представлены в тесной взаимосвязи.

Исследователи выделяют три важнейших педагогических условия формирования и развития экологической культуры в дошкольном возрасте:

  • создание развивающей предметно-пространственной экологической среды в группе.
  • включение ребенка в деятельность по охране и защите окружающей среды
  • включение всех специалистов в процесс развития и формирования экологической культуры дошкольников.

Среда является одним из важнейших условий формирования и развития личности по мнению многих важных педагогов. Процесс экологического образования должен происходить в интерьере, в который органично включен природный мир, благодаря чему удается создать особое настроение у детей, чтобы они чувствовали себя ближе к природе, а слова воспитателя имели определенный вес. И.Е. Тихеева говорила о том, что в каждом детском саду должен быть сад или двор, где дети могут совместно с воспитателями выращивать цветы и овощи. Формирование экологически развивающей среды включает в себя насыщение ее природными объектами для того, чтобы обеспечить регулярное воздействие на дошкольников всеми факторами. Она предназначена для того, чтобы предоставить дошкольникам возможность вступить в контакт с природой и получить от нее «ответ». Это говорит о том, что экологическая развивающая среда является важнейшим условием формирования экологической культуры личности дошкольника как в рамках организованной воспитателем, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Таким образом, экологически развивающая среда – это понятие, которое включает в себя специальное место в детском саду, где все объекты природы сгруппированы таким образом, чтобы их можно было использовать для экологического воспитания детей. Она создает такие условия, как:

  • развитие экологически правильного поведения при взаимодействии с природой
  • условие для ознакомления и общения с ближайшими объектами природы
  • условия для развития экологической культуры дошкольников.

Благодрая экологической развивающей среде ребенок получает познавательное, эколого-эстетическое развитие, оздоравливается, у него формируются нравственные качества, экологически грамотное поведение, а также экологизируются разные виды его деятельности.

В экологическую среду в группе детского дома включаются некоторые отдельные животные и растения, которые постоянно проживают в детском доме и находятся под опекой воспитателей и детей. Особенное значение здесь имеет то, что воспитатели должны знать все особенности объектов природы, которые находятся в рамках учреждения – их потребности, условия для развития и т.д.

Процесс формирования экологической культуры в рамках взаимодействия с развивающей средой может включать в себя следующие компоненты: групповой уголок природы, комнату природы, экологический музей, озеленение пространства.

Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников является включение их в природоохранную деятельность, которая включает в себя не только уход за обитателями живого уголка, но и природоохранные акции.

Важное значение имеет и труд дошкольников в природе, благодаря чему у них формируется бережное отношение к природе и желание что-то сделать для того, чтобы ее сохранить. Благодаря труду детей расширяется их кругозор, а также осуществляются задачи сенсерного воспитания, развивается наблюдательность, интерес к природе и ее явлениям и объектам, необходимые знания и умения касательно практики ухода за растениями.

И последнее главное условие формирования экологической культуры – это совместная деятельность взрослого и ребенка. Зачастую от того, насколько экологически грамотны родители будет зависеть отношение ребенка к экологической культуре. Таким образом, одна из задач по формированию экологической культуры – это просвещение родителей касательно вопросов экологического воспитания и образования. К формам работы с родителями могут относиться педагогические кружки, уголки для родителей, вечера вопросов и ответов, родительские собрания, выставки работ детей, консультации, беседы и т.д. Также работа может осуществляться следующим образом: создание таких проблемных ситуаций, решение которых дети ищут совместно с родителями посредством проведения несложных опытов или чтения литературы о природе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год