Формы, методы, средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Рогачева Вера Александровна | |||
03.12.2022 08:50 | |||
Формы, методы, средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
Реализация задач по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста возможна через использование всего спектра форм, методов, средств работы с детьми.
На основе ведущих дидактических принципов, анализа интересов и склонностей дошкольников разработаны различные формы экологического воспитания. Форма воспитания – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса. Их можно классифицировать на: а) коллективные б) групповые, в) индивидуальные. К коллективным формам экологического воспитания можно отнести экологические праздники, фестивали конференции и другие формы. К групповым — кинолектории; экскурсии, походы. Индивидуальные формы с детьми предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку. К формам экологического воспитания относятся:
Занятие, как основная форма организации детей, проводятся в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Занятия строятся так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Выделяют несколько видов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. Занятия первично-ознакомительного вида, на которых ребёнок знакомится с животными, растениями, условиями их жизни. На таких занятиях со старшими дошкольниками можно рассматривать картины, которые помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. На занятиях углубленно-познавательного вида, воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Занятия обобщающего вида. систематизируют знания детей о животных, растениях. развивается интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивается речь и абстрактное мышление На занятиях комплексного вида решаются разные задачи развития детей, Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии имеют определенное программное содержание, они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. Экологические праздники и досуги, акции. способны вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому их следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. Элементарная поисковая деятельность детей предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе, на что указывают целевые ориентиры ФГОС ДО. Наряду с формами используются разнообразные методы экологического воспитания. Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру. В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения и воспитания.
Собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование). 4. Игровые: дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки. Одним из важнейших методов в экологическом воспитании является наблюдение. Наблюдение, как метод познания природы находит своё признание с давних времён. Ещё в 17 веке по достоинству оценил наблюдение великий чешский педагог Я.А. Каменский: «…источником знаний о природе являются наблюдения…». В современной психолого-педагогической науке наблюдение предлагается рассматривать с разных позиций. Выделено ряд требований к организации и проведению наблюдений. Содержание наблюдений должно быть систематизировано, доступно, усложняться и углубляться, не теряя при этом целостности. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений.: Наглядный иллюстративный материал должен отображать реалистичность изображаемых предметов и явлений. Игра, являясь ведущей деятельностью для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие: сюжетно-ролевые, ИОС, дидактические игры, интеллектуально-творческие, деловые, предметные, дидактические игры. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем. Моделирование. Модель – это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А. Венгера, А.В. Запорожца. Рассказ, беседа как методы экологического воспитания. Применяются на занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми как методы ознакомления детей с природой используются воспитателем с разными дидактическими целями. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Метод проектов является одним из перспективных методов. Ряд авторов рассматривают проектную деятельность, как один из вариантов по развитию качеств личности дошкольника. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Труд в природе, являясь средством экологического воспитания старших дошкольников, даёт возможность применить на практике свои знания, наглядно убедиться о существовании в природе различных взаимосвязей. Педагог должен подходить к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности Экологические сказки, художественно-речевая, продуктивная деятельность как средство экологического воспитания. Учат ребёнка видеть контрасты природы, сопереживать и размышлять, играют так же положительную роль в экологическом воспитании, способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности. Применяя разнообразные формы, методы, используя различные средства необходимо учитывать тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности. Педагог должен хорошо знать и чувствовать каждого ребенка. Соблюдать принципы отбора методов, форм, средств по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, педагог, владея, знаниями о формах, методах, средствах экологического воспитания способствует формированию экологического мышления, экологического сознания, экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Список использованной литературы.
htt//doshkolniki. org›ekologiya/331…obrazovaniya-detej ! Экологическая сказка «Не бойся, мы с тобой!»
|