Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы, методы, средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Занятия по Экологии
Автор: Рогачева Вера Александровна   
03.12.2022 08:50

Формы, методы, средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.Формы, методы, средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.

  • Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи, требующие новых подходов в использовании средств, методов и форм воспитания, сочетание традиционных и инновационных технологий.

Реализация задач по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста возможна через использование всего спектра форм, методов, средств работы с детьми.

 

Скачать конспект

На основе ведущих дидактических принципов, анализа интересов и склонностей дошкольников разработаны различные формы экологического воспитания. Форма воспитания – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса.

Их можно классифицировать на: а) коллективные б) групповые, в) индивидуальные.

К коллективным формам экологического воспитания можно отнести экологические праздники, фестивали конференции и другие формы.

К групповым — кинолектории; экскурсии, походы.

Индивидуальные формы с детьми предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку.

К формам экологического воспитания относятся:

  1. Занятия: обобщающие, комплексные, первично-ознакомительные;
  2. Походы и экскурсии.
  3. Экологические праздники и досуги.
  4. Экологические кружки.
  5. Экологические конкурсы.
  6. Экологические акции.
  7. Экологические тренинги.
  8. Неделя экологического творчества.
  9. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
  10. Труд в цветнике, в уголке природы.
  11. Элементарная поисковая, опытно-экспериментальная деятельность. Рассмотрим некоторые формы экологического воспитания.

Занятие, как основная форма организации детей, проводятся в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия строятся так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала.

Выделяют несколько видов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Занятия первично-ознакомительного вида, на которых ребёнок знакомится с животными, растениями, условиями их жизни. На таких занятиях со старшими дошкольниками можно рассматривать картины, которые помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме.

На занятиях углубленно-познавательного вида, воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.

Занятия обобщающего вида. систематизируют знания детей о животных, растениях. развивается интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивается речь и абстрактное мышление

На занятиях комплексного вида решаются разные задачи развития детей,

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.

Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии имеют определенное программное содержание, они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

Экологические праздники и досуги, акции. способны вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому их следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. Элементарная поисковая деятельность детей предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе, на что указывают целевые ориентиры ФГОС ДО.

Наряду с формами используются разнообразные методы экологического воспитания.

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения и воспитания.

  1. Наглядные: наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ.
  2. Словесные: беседа, рассказ, чтение художественной литературы. объяснение, указание, педагогическая оценка.
  3. Практические: элементарные опыты, моделирование, упражнения.

Собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование).

4. Игровые: дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки.

Одним из важнейших методов в экологическом воспитании является наблюдение. Наблюдение, как метод познания природы находит своё признание с давних времён. Ещё в 17 веке по достоинству оценил наблюдение великий чешский педагог Я.А. Каменский: «…источником знаний о природе являются наблюдения…».

В современной психолого-педагогической науке наблюдение предлагается рассматривать с разных позиций. Выделено ряд требований к организации и проведению наблюдений. Содержание наблюдений должно быть систематизировано, доступно, усложняться и углубляться, не теряя при этом целостности.

Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений.: Наглядный иллюстративный материал должен отображать реалистичность изображаемых предметов и явлений.

Игра, являясь ведущей деятельностью для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни.

По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие: сюжетно-ролевые, ИОС, дидактические игры, интеллектуально-творческие, деловые, предметные, дидактические игры.

Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

Моделирование. Модель – это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А. Венгера, А.В. Запорожца.

Рассказ, беседа как методы экологического воспитания. Применяются на занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми как методы ознакомления детей с природой используются воспитателем с разными дидактическими целями.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.

Метод проектов является одним из перспективных методов. Ряд авторов рассматривают проектную деятельность, как один из вариантов по развитию качеств личности дошкольника. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Труд в природе, являясь средством экологического воспитания старших дошкольников, даёт возможность применить на практике свои знания, наглядно убедиться о существовании в природе различных взаимосвязей. Педагог должен подходить к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности

Экологические сказки, художественно-речевая, продуктивная деятельность как средство экологического воспитания. Учат ребёнка видеть контрасты природы, сопереживать и размышлять, играют так же положительную роль в экологическом воспитании, способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности.

Применяя разнообразные формы, методы, используя различные средства необходимо учитывать тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности. Педагог должен хорошо знать и чувствовать каждого ребенка. Соблюдать принципы отбора методов, форм, средств по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, педагог, владея, знаниями о формах, методах, средствах экологического воспитания способствует формированию экологического мышления, экологического сознания, экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы.

  1. Комратова Н.Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. 2007. № 2. С.32-40.
  2. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. М.: Асар, 1996. 128 с.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания. М.: Академия, 2002. 336 с.

htt//doshkolniki. org›ekologiya/331…obrazovaniya-detej

!

Экологическая сказка «Не бойся, мы с тобой!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год