ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Авдеенко Алла Владимировна | |||
12.12.2022 16:55 | |||
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Авдеенко Алла Владимировна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида 27 “Асбестовского городского округа Аннотация. Статья посвящена вопросу экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. Раскрыта роль художественной литературы в воспитательно-образовательном процессе, ее возможности для формирования экологической культуры, указаны способы и формы работы по данному направлению. Статья знакомит с личным опытом использования возможностей художественной литературы в проектной деятельности для повышения качества образовательного процесса, повышение результатов освоения основной образовательной программы детского сада и развития личностных качеств воспитанников. Статья будет интересна воспитателям и студентам педагогических ВУЗов и колледжей.
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Современные дети растут в мире разнообразной информации. Однако наблюдая за детьми, заметила, что они любят играть в природном окружении, радуются прогулкам в лес, но игры их жестоки: топчут газоны, рвут охапками цветы, отламывают ветки, не задумываясь, зачем это делают. Объяснить свои поступки они не могли, говорили, что играют. На вопросы: «Откуда появились цветы, растения, насекомые?», — они отвечали: «Цветы и растения – из земли, насекомые – из кустиков, травки». По этим ответам поняла, что у детей недостаточно сформированы знания о закономерностях в природе. Я обратила внимание на то, что у детей отсутствует интерес к познанию природного окружения, они не замечают красоту природы, что противоречит естественному стремлению детей узнать всё обо всём. Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу. Воспитывать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Руководствуясь требованием ФГОС к условиям, созданным в детском саду для формирования экологической культуры детей, провела анализ состояния развития экологических и элементарных естественно – научных представлений детей моей группы. Обследование детей показало, что уровень сформированности экологической культуры детей и развитие элементарных естественно — научных представлений на среднем, ближе к низкому уровне, что вязано с одной стороны с отсутствием системы в воспитательно-образовательном процессе для формирования экологического сознания у детей 3-7 лет и с другой стороны с особенностями развития восприятия детей старшего возраста. Дети имеют теоретические представления о природных цветущих растениях, но не могут найти эти растения самостоятельно в природном окружении, такие наблюдения необходимо проводить непосредственно в природном окружении, следует учить детей наблюдать, задавать вопросы, находить источники ответов. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Развивать речь, культуру слова, формировать любовь к художественной литературе также важная задача детского сада. Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша задача как воспитателей приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями. Ведь благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. Именно с помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Анализируя условия, созданные в детском саду для формирования социальных знаний и развития речи, пришла к выводу, что недостаточное внимание в этом вопросе уделяется возможностям художественной литературы. Обследование детей показало, что уровень сформированности культуры речи детей находится на среднем уровне, что вязано с одной стороны с отсутствием системы ознакомления с художественной литературой в воспитательно-образовательном процессе детей 3-7 лет и с другой стороны с особенностями развития восприятия детей. Возможности художественной литературы очень широки. Художественная литература знакомит детей с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни, тем самым развивает словарный его запас. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению. Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С. Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека. Дети дошкольного возраста чутко реагируют на поэтическое слово. Тонко подмеченная, искусно воспринимая в стихах образность природы, помогает ребёнку увидеть прелесть летнего луга, дубовой рощи, заснеженной берёзки, испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром. Следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку стихи. Информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании малыша яркие, зримые, конкретные образы. Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья можем помочь детям? Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе. Совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы. В детстве всё начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребёнку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире. Малыши лучше воспринимают сказку при непосредственном контакте с взрослым. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, и другие. После чтения произведений необходимо организовывать беседы, задавать вопросы, разыгрывать сценки, лепить, рисовать. Хорошо, когда в глазах детей появляется сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны Проанализировав образовательные возможности художественной литературы, я решила объединить несколько образовательных задач и подбирать для чтения детям произведения, которые бы и способствовали формированию связной речи, и решали вопросы экологического воспитания. Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направлении стало формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе; сопереживание живому организму посредством чтения художественной литературы. Мною были поставлены следующие задачи:
Ожидаемый результат:
Реализация цели и задач: Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною был составлен список экологических сказок, которые смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность. При составлении списка сказок я провела их тщательный отбор, связанный с их содержанием, потому что для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, способствующих стать отправной точкой для обсуждения и возможностью ребенка высказать и обосновать свое мнение. В течение года детям рассказывались и анализировались экологические сказки: «Жила – была Река», «Как люди речку обидели», «История одного пруда», «Ходит капелька по кругу», «Вот труба, над нею – дым», «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» и др. В процессе рассказывания сказок наблюдала за детьми и понимала, что слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир. Но во время работы со сказками выявились следующие проблемы:
Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: Я мультик смотрел. И никто не сказал: Мне рассказывали или Мне читали. Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель в основном –телевизор, где живут и здравствуют любимые детьми и непонятные нам, взрослым Смешарики, Лунтик, Смурфики и другие. Эту большую любовь к современным героям мультфильмов я использовала в своей экологической работе. Был разработан сказочный проект «Смешарики»: в продуктивной деятельности с детьми изготавливали образы любимых героев, организовали выставку детских работ под названием «Наши любимые Смешарики», а затем инсценировали сказку «Смешарики в отпуске», где дети самостоятельно изготовили маски героев. Вся эта работа способствовала тому, что дети постепенно научились отождествлять себя с любимыми персонажами и более эмоционально передавать характеры героев сказки, особенности их речи, и даже составлять короткие рассказы от их имени. Таким образом, экологические сказки можно читать, обыгрывать, пересказывать вместе с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять. Я не останавливаюсь на достигнутом, и продолжу работу в данном направлении. Большой пласт – это организация работы с родителями по приобщению детей к «экологическому творчеству», как в традиционных формах: проведение совместных природоохранных экологических акций, викторин; родительских собраний, консультаций) так и в нетрадиционных формах: «Экологический КВН», аудиозаписи «Об этом говорят наши дети», сотворчество родителей и воспитанников по составлению экологических сказок, изготовление экологических фотоальбомов и пр. Все эти мероприятия позволят пополнить образовательную среду группы и эмоционально обогатить внутренний мир ребенка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры и навести мосты между детским садом и семьей. Результаты работы с детьми видны уже сейчас. Проведенная диагностика показала, что дошкольники не только стали проявлять нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли и надеюсь, запомнили их на всю жизнь. Для того, чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой, следует непосредственно взаимодействовать с природой, а не только изучать её по картинкам. Для этого я использую самые разнообразные формы и методы: экскурсии по городу, походы в лес, экологические тропки, беседы, наблюдения, опытническая деятельность, игры. Туризм – это одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья, формирования экологической культуры и при правильном подходе позволяет расширять словарный запас детей, формировать связную речь, культуру речи. Общение с природой, смена обстановки способствуют психологической разгрузке и повышению физической активности. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как дисциплинированность, упорство, настойчивость, коллективизм. А общение в коллективе невозможно без развитых речевых навыков. Цель походов – не только оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, но и знакомство с родным краем, воспитание любви к родной природе, к земле. И развитие умения передать потом все свои впечатления ярким поэтическим языком. Походы используются для развития умения рассказывать о природных явлениях через составление ндивидуальных и коллективных рассказов о природе и ее обитателях, которых дети видели в походе. В группе зародилась традиция: каждую весну и осень проводить экологическую акцию «Чистый берег». Вооружившись перчатками и мешками, наша группа отправляется на берег реки Рефт, приводит в порядок популярные места отдыха горожан и привлечь внимание людей к охране природы. «Привести в порядок берег реки» – пока самое немногое, что дети могут сделать для родного города Асбест. Дошкольники ни в чем не уступали взрослым: так же тщательно собирали мусор, пластиковые бутылки, сгнившее тряпье. Мешки быстро наполнялись, а взрослые относили их к трактору, который вывозил на полигон твердых бытовых отходов. Во время отдыха с детьми проводились конкурсы стихов и загадок, викторины по знакомым художественным произведениям и сказкам, где дети закрепляли полученные навыки речи и узнавали новые знания о природе и животных родного края Урал. По окончании акции детей грелись у костра, пили горячий чай с бутербродами, а взрослые подвели итоги и вручили детям памятные значки «Чистый берег». В результате проделанной работы у детей сформировывается положительное отношения к природе, что имеет положительную динамику и выражается в бережном отношении к растениям участка. Повышаются показатели освоения программных требований в области экологического воспитания и речевого развития детей. У воспитанников повышается интерес к познанию природного и социального окружения; они умеют вести себя в общественном месте и природном окружении; в поведении детей наблюдается взаимовыручка, взаимоподдержка, доброжелательность. Они могут свободно общаться и делиться друг с другом и взрослыми своими знаниями о природе, своими впечатлениями. И дети продолжают развивать свое творчество через составление коллективных рассказов о природе и ее обитателях. Система мониторинга образовательных достижений детей показывает, что благодаря проделанной работе прослеживается положительная динамика в развитии личностных качеств воспитанников по освоению основной образовательной программы. В заключении хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой. Список литературы: Газина О.М. Знакомим дошкольников с миром животных. /Текст// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. -№12 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник/ под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с. (Ребёнок в мире поиска) Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Москва. Просвещение. 2000г. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах Выпуск 1 //Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии: сборник статей/авт. -сост Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов – м:ООО «Русское слово – учебник. 2015 – 128с. – (Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный парк») Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — «Детство-Пресс», 2013. – 128 с. (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)
|