Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Занятия по Экологии
Автор: Авдеенко Алла Владимировна   
12.12.2022 16:55

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Авдеенко Алла Владимировна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида 27 “Асбестовского городского округа

Аннотация. Статья посвящена вопросу экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. Раскрыта роль художественной литературы в воспитательно-образовательном процессе, ее возможности для формирования экологической культуры, указаны способы и формы работы по данному направлению. Статья знакомит с личным опытом использования возможностей художественной литературы в проектной деятельности для повышения качества образовательного процесса, повышение результатов освоения основной образовательной программы детского сада и развития личностных качеств воспитанников. Статья будет интересна воспитателям и студентам педагогических ВУЗов и колледжей.

 

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.

Современные дети растут в мире разнообразной информации. Однако наблюдая за детьми, заметила, что они любят играть в природном окружении, радуются прогулкам в лес, но игры их жестоки: топчут газоны, рвут охапками цветы, отламывают ветки, не задумываясь, зачем это делают. Объяснить свои поступки они не могли, говорили, что играют. На вопросы: «Откуда появились цветы, растения, насекомые?», — они отвечали: «Цветы и растения – из земли, насекомые – из кустиков, травки». По этим ответам поняла, что у детей недостаточно сформированы знания о закономерностях в природе. Я обратила внимание на то, что у детей отсутствует интерес к познанию природного окружения, они не замечают красоту природы, что противоречит естественному стремлению детей узнать всё обо всём.

Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу. Воспитывать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Руководствуясь требованием ФГОС к условиям, созданным в детском саду для формирования экологической культуры детей, провела анализ состояния развития экологических и элементарных естественно – научных представлений детей моей группы. Обследование детей показало, что уровень сформированности экологической культуры детей и развитие элементарных естественно — научных представлений на среднем, ближе к низкому уровне, что вязано с одной стороны с отсутствием системы в воспитательно-образовательном процессе для формирования экологического сознания у детей 3-7 лет и с другой стороны с особенностями развития восприятия детей старшего возраста. Дети имеют теоретические представления о природных цветущих растениях, но не могут найти эти растения самостоятельно в природном окружении, такие наблюдения необходимо проводить непосредственно в природном окружении, следует учить детей наблюдать, задавать вопросы, находить источники ответов. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Развивать речь, культуру слова, формировать любовь к художественной литературе также важная задача детского сада. Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша задача как воспитателей приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями. Ведь благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. Именно с помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Анализируя условия, созданные в детском саду для формирования социальных знаний и развития речи, пришла к выводу, что недостаточное внимание в этом вопросе уделяется возможностям художественной литературы. Обследование детей показало, что уровень сформированности культуры речи детей находится на среднем уровне, что вязано с одной стороны с отсутствием системы ознакомления с художественной литературой в воспитательно-образовательном процессе детей 3-7 лет и с другой стороны с особенностями развития восприятия детей.

Возможности художественной литературы очень широки. Художественная литература знакомит детей с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни, тем самым развивает словарный его запас. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению. Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С. Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.

Дети дошкольного возраста чутко реагируют на поэтическое слово. Тонко подмеченная, искусно воспринимая в стихах образность природы, помогает ребёнку увидеть прелесть летнего луга, дубовой рощи, заснеженной берёзки, испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром. Следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку стихи. Информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании малыша яркие, зримые, конкретные образы.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья можем помочь детям?

Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе. Совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.

В детстве всё начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребёнку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире.

Малыши лучше воспринимают сказку при непосредственном контакте с взрослым. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.

Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, и другие. После чтения произведений необходимо организовывать беседы, задавать вопросы, разыгрывать сценки, лепить, рисовать. Хорошо, когда в глазах детей появляется сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.

Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны

Проанализировав образовательные возможности художественной литературы, я решила объединить несколько образовательных задач и подбирать для чтения детям произведения, которые бы и способствовали формированию связной речи, и решали вопросы экологического воспитания.

Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направлении стало формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе; сопереживание живому организму посредством чтения художественной литературы.

Мною были поставлены следующие задачи:

  1. воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
  2. развивать познавательный интерес к миру природы;
  3. развивать чувство эмпатии к объектам природы;
  4. посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
  5. формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
  6. формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Ожидаемый результат:

  1. эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
  2. освоение экологических норм поведения в природе.

Реализация цели и задач:

Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною был составлен список экологических сказок, которые смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.

При составлении списка сказок я провела их тщательный отбор, связанный с их содержанием, потому что для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, способствующих стать отправной точкой для обсуждения и возможностью ребенка высказать и обосновать свое мнение.

В течение года детям рассказывались и анализировались экологические сказки: «Жила – была Река», «Как люди речку обидели», «История одного пруда», «Ходит капелька по кругу», «Вот труба, над нею – дым», «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» и др.

В процессе рассказывания сказок наблюдала за детьми и понимала, что слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.

Но во время работы со сказками выявились следующие проблемы:

  1. Не все, то, что прочитано детям, интересно и понятно им, так как экологические сказки читались по книгам без картинок.
  2. Однотипность. Нет захватывающего сюжета.

Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: Я мультик смотрел. И никто не сказал: Мне рассказывали или Мне читали. Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель в основном –телевизор, где живут и здравствуют любимые детьми и непонятные нам, взрослым Смешарики, Лунтик, Смурфики и другие. Эту большую любовь к современным героям мультфильмов я использовала в своей экологической работе. Был разработан сказочный проект «Смешарики»: в продуктивной деятельности с детьми изготавливали образы любимых героев, организовали выставку детских работ под названием «Наши любимые Смешарики», а затем инсценировали сказку «Смешарики в отпуске», где дети самостоятельно изготовили маски героев. Вся эта работа способствовала тому, что дети постепенно научились отождествлять себя с любимыми персонажами и более эмоционально передавать характеры героев сказки, особенности их речи, и даже составлять короткие рассказы от их имени.

Таким образом, экологические сказки можно читать, обыгрывать, пересказывать вместе с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.

Я не останавливаюсь на достигнутом, и продолжу работу в данном направлении. Большой пласт – это организация работы с родителями по приобщению детей к «экологическому творчеству», как в традиционных формах: проведение совместных природоохранных экологических акций, викторин; родительских собраний, консультаций) так и в нетрадиционных формах: «Экологический КВН», аудиозаписи «Об этом говорят наши дети», сотворчество родителей и воспитанников по составлению экологических сказок, изготовление экологических фотоальбомов и пр. Все эти мероприятия позволят пополнить образовательную среду группы и эмоционально обогатить внутренний мир ребенка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры и навести мосты между детским садом и семьей.

Результаты работы с детьми видны уже сейчас. Проведенная диагностика показала, что дошкольники не только стали проявлять нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли и надеюсь, запомнили их на всю жизнь.

Для того, чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой, следует непосредственно взаимодействовать с природой, а не только изучать её по картинкам. Для этого я использую самые разнообразные формы и методы: экскурсии по городу, походы в лес, экологические тропки, беседы, наблюдения, опытническая деятельность, игры. Туризм – это одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья, формирования экологической культуры и при правильном подходе позволяет расширять словарный запас детей, формировать связную речь, культуру речи. Общение с природой, смена обстановки способствуют психологической разгрузке и повышению физической активности. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как дисциплинированность, упорство, настойчивость, коллективизм. А общение в коллективе невозможно без развитых речевых навыков. Цель походов – не только оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, но и знакомство с родным краем, воспитание любви к родной природе, к земле. И развитие умения передать потом все свои впечатления ярким поэтическим языком. Походы используются для развития умения рассказывать о природных явлениях через составление ндивидуальных и коллективных рассказов о природе и ее обитателях, которых дети видели в походе.

В группе зародилась традиция: каждую весну и осень проводить экологическую акцию «Чистый берег». Вооружившись перчатками и мешками, наша группа отправляется на берег реки Рефт, приводит в порядок популярные места отдыха горожан и привлечь внимание людей к охране природы. «Привести в порядок берег реки» – пока самое немногое, что дети могут сделать для родного города Асбест. Дошкольники ни в чем не уступали взрослым: так же тщательно собирали мусор, пластиковые бутылки, сгнившее тряпье. Мешки быстро наполнялись, а взрослые относили их к трактору, который вывозил на полигон твердых бытовых отходов. Во время отдыха с детьми проводились конкурсы стихов и загадок, викторины по знакомым художественным произведениям и сказкам, где дети закрепляли полученные навыки речи и узнавали новые знания о природе и животных родного края Урал. По окончании акции детей грелись у костра, пили горячий чай с бутербродами, а взрослые подвели итоги и вручили детям памятные значки «Чистый берег».

В результате проделанной работы у детей сформировывается положительное отношения к природе, что имеет положительную динамику и выражается в бережном отношении к растениям участка. Повышаются показатели освоения программных требований в области экологического воспитания и речевого развития детей. У воспитанников повышается интерес к познанию природного и социального окружения; они умеют вести себя в общественном месте и природном окружении; в поведении детей наблюдается взаимовыручка, взаимоподдержка, доброжелательность. Они могут свободно общаться и делиться друг с другом и взрослыми своими знаниями о природе, своими впечатлениями. И дети продолжают развивать свое творчество через составление коллективных рассказов о природе и ее обитателях. Система мониторинга образовательных достижений детей показывает, что благодаря проделанной работе прослеживается положительная динамика в развитии личностных качеств воспитанников по освоению основной образовательной программы.

В заключении хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой.

Список литературы:

Газина О.М. Знакомим дошкольников с миром животных. /Текст// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. -№12

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник/ под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с. (Ребёнок в мире поиска)

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Москва. Просвещение. 2000г.

Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах Выпуск 1 //Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии: сборник статей/авт. -сост Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов – м:ООО «Русское слово – учебник. 2015 – 128с. – (Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный парк»)

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — «Детство-Пресс», 2013. – 128 с. (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год