«Деревья» Экологический проект
ГБОУ Школа Перспектива, педагог-психолог Строкина О.А.
Задачи
Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг;
- любознательность, наблюдательность фантазию;
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять, приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений; развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Предварительная работа
- Рассматривание иллюстраций
- Чтение произведений русских классиков
- Сбор листьев и семян клена
- Экскурсия по территории детского сада
Цель направления деятельности проекта- исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе
Краткое содержание проекта
В рамках биологической экологии:
- Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
- Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.
В рамках прикладной экологии:
- Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
- Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Совершенствование экологической среды группы:
- Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
- Организация выставки совместных работ родителей и детей.
Исследовательская деятельность
1. Знакомство с деревьями:
- для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
- какой высоты дерево;
- какова ширина дерева;
- есть ли у дерева семья;
- есть ли у дерева «детки»;
- растут ли такие деревья в городе ещё;
2. Изучаем листья и крону:
- наблюдение за тенью дерева, ее движением;
- исследование листьев;
- исследование почек.
3. Изучаем кору и ствол:
- чем покрыт ствол;
- что такое кора, для чего служит, какая она;
- чем пахнет в разное время года кора, ствол (сухую погоду, после дождя..);
- есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;
4. Изучаем цветки (соцветия):
- время появления первых цветков;
- как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;
5. Изучаем корни:
- что держит дерево в земле;
6. Изучаем плоды и семена:
- какие они, кто их разносит;
- для чего они нужны.
7. Изучаем животных, связанных с деревом:
- какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);
8. Изучаем почву:
- куда опадают листья осенью, что с ними происходит вес
- есть ли вода в почве под деревом;
9. Изучаем снег, иней, дождь:
- хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
- значение осадков для дерева;
- бывает ли на деревьях роса;
Художественная литература
- Пословицы и поговорки о деревьях.
- Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
- Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.
- Песенка «Ой, в зеленом бору…»
- И.Токмакова «Сосны», А.Прокофьев «Березка», Н.Некрасов «Зеленый шум», В.Зотов «Лиственница», М.Пришвин «Осинкам холодно», «Дуб», «Береза»,
- А.Твардовский «Лес осенью», В.Бианки «Лес зимой», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», М.Михайлов «Лесные хоромы», Ю.Дмитриев «Что такое лес?». Сказка «Ивовый росток» (японская).
- А.Лопатина «Рассказы о деревьях и цветах»
- «Прогулки по лесу» — познавательные рассказы о природе,
- В. Кастрючин «Сказки лесной полянки».
- Заучивание стихотворений о деревьях и лесе.
Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»
- Настольно – печатные игры:
«Как зовут тебя, деревце?»; «Что растет в лесу?»; «Четвертый лишний»;
- «Найди дерево по описанию»; «С чьей ветки детки?»; «Что такое хорошо и что такое плохо»
- Подвижные игры на площадке, в лесу, в парке:
«Найди такой же лист»,
«Кто быстрее найдет клен, ель, дуб, березу»,
«Найди пару»;
«К дереву беги..»
- Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Социальное развитие
- Тематические занятия по теме «Дерево», «Лес».
- Рассматривание иллюстративного материала по теме.
- Составление альбома «Мое любимое дерево» со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.
- Составление описательных рассказов по теме «Мое дерево».
- Создание плакатов по охране деревьев.
Труд
- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
- Подкормка птиц.
- Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.
- Помощь дворнику в уборке листьев на участке.
- Уборка прошлогодних листьев и травы на участке.
- Уборка сломанных веток на участке.
- Побелка ствола клена и других деревьев.
- Окапывание деревьев снегом.
- Подбор художественной литературы о клене.
- Изготовление панно из кленовых листьев.
- Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет о клене.
- Подбор загадок, пословиц, поговорок о клене.
- Сочинение сказок о дереве «Мой Кленок»
- Фотографирование любимого дерева.
- Аппликация:
Изобразительная деятельность: «Дерево», «Осенний ковер», «Мое любимое дерево».
Составление сюжетов по теме «Дерево» (мозаика).
- Рисование: «Кленовое дерево», Нетрадиционное рисование оттиском кленового листа
- Лепка: «Листики», «Осеннее дерево»
Социальное развитие
- Тематические занятия по теме «Дерево», «Лес».
- Рассматривание иллюстративного материала по теме.
- Составление описательных рассказов по теме «Мое дерево».
Познавательное развитие
- Классификация «Лиственные, хвойные деревья».
- Занятия: цикл занятий – наблюдений по проекту «Наше дерево — Кленок», «В гости к деревьям», «Деревья твоего двора», «Рассматривание семян различных деревьев»,
- Беседы: «Что нужно нашему дереву?», «Для чего дереву нужны листья?», «Сравнение деревьев и кустарников».
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни дерева.
- Наблюдение за деревом в разную погоду.
- Изготовление гербария (листьев деревьев детсада).
- Рассматривание картин из серии «Лес»: «Березовая роща», «Сосновый бор», «Ельник», «Дубовая роща»; И.Грабарь «Осенний лес», И.Левитан «Осень», «Золотая осень», И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща».
Развитие речи
- Составление описательных рассказов о дереве.
- Дидактическая игра «Кто больше?», «Словесный сад».
- Разгадывание загадокМатематика: сравнение деревьев по высоте, ширине.
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Составление и решение задач на сложение и вычитание. Речевые логические задачи «Ситцевый лес», «Почему деревья белые?», «Что за дерево такое?».
Список литературы
- Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
- Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003г.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004г.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» — 2003г.
- Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» — 2004г.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: Детство-пресс, 2003г.
- Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
- Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» — 2005г.
- Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» — 2002г.
- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 1999 г.
- Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005г. N 7.
- Рыжова Н. "Наш дом — природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
- Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
- Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002г. N 3.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка — Пресс, 2002г.
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005г.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993г.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Москва «Мозаика — Синтез".
- Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004г, N 7.
|