Предметно-игровая среда, как средство формирования основ экологической культуры в процессе реализации программы воспитания. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Короткова Екатерина Вячеславовна | |||
05.10.2022 08:45 | |||
Предметно-игровая среда, как средство формирования основ экологической культуры в процессе реализации программы воспитания. Мир природы таит в себе большие возможности для формирования у детей не только экологических знаний, но и эмоционально-ценностного отношения к живому, желания созидать, а не разрушать. Мы предположили, что включение в предметно-игровую среду дошкольников игровых пособий и атрибутов для организации творческих игр с экологическим содержанием будет способствовать эффективному формированию у детей основ экологической культуры. В контексте задач, предметно-игровая среда рассматривается нами как составляющая воспитывающей среды. Особенность подходов к её организации заключается в предоставленной детям возможности выбирать экологическую игру по своему желанию, непосредственно участвовать в создании и обновлении игрового материала, а также использовать при необходимости в процессе игры материалы для исследовательской деятельности, например, наборы для экспериментирования, семена фасоли и т.д.
Для уточнения представлений детей о влиянии окружающей среды на жизнь и рост растений, а также дополнения этих знаний новыми интересными фактами нами был изготовлен лэпбук по теме «Приключения в стране Огородия». Каждый разворот пособия оформлен конвертами, и держателями для размещения разнообразного игрового материала. Готовый материал подобран таким образом, чтобы стимулировать развёртывание игрового сюжета о событиях, которые происходят в стране Огородии. Например, мотивацией к игре являются зашифрованные письма в виде рисунков, кроссвордов, загадок. Игровые задачи решаются с помощью персонажей для обыгрывания – Чиполлино, сеньора Помидора, Редиски и других «жителей» Огородии, выполненных в виде силуэтов на держателях. В ходе игры предусмотрены ситуации, когда детям необходимо самим изготовить игровой материал, чтобы продолжить сюжетную линию. Самостоятельное изготовление игрового материала способствует становлению у детей умений аргументировать свою точку зрения, обсуждать совместный план действий, договариваться о способах решения игровых задач. Нами также разработано игровое пособие «Волшебный круг», которое включает комплект разнообразных игровых полей. На основе игрового поля-круга с помощью сюжетных и предметных картинок на липучках организуются разные дидактические игры с экологическим содержанием, например, «Найди похожее», «Зелёные карты», «Лесник», «Угадай по описанию», «В зимней столовой», «Что за птица», «Чей хвост», «Корзины с овощами» и др. Источником экологического воспитания в нашей группе также являются игры с макетом, которые позволяют трансформировать в творческую игру уже имеющиеся у старших дошкольников экологические знания, например: источником ряда игр на основе макета «Огород» является опытническая деятельность. Вся наполняемость к данному макету съёмная, что дает возможность детям самостоятельно моделировать игровое пространство, дополняя его новым предметным материалом и предметами-заместителями. Организация игр с экологическим содержанием на основе макета способствует закреплению у детей представлений о мире природы, активизации познавательных процессов и творчества. Так макет «Метеостанция» дети сначала использовали только в качестве игрового атрибута в сюжетно-ролевой игре «Золушка». Дети «посещали» метеостанцию, чтобы определить погодные условия и выбрать для Золушки подходящий наряд. Таким образом, мы видим, что использование игровых макетов позволяет педагогам реализовать воспитательный потенциал предметно-игровой среды, а детям помогает воплотить широкий спектр игровых замыслов. Для реализации регионального компонента программы воспитания по формированию у детей интереса и гуманного отношения к природе родного края нами был разработан сценарий игры – путешествия «Страна лесных сказок». Для оформления игры был подобран разнообразный иллюстративный материал, фотографии пейзажей, репродукции картин природы Северного Кавказа. Также для организации игры были изготовлены нетрадиционные игровые атрибуты — настенное игровое панно и книга-путеводитель. Игровое панно, выполненное в виде объемной предметной картины, изначально применялось в качестве сюрприза для мотивации детей к игре. Чтобы подготовить детей к работе с панно были организованы интерактивные игры с изображением разных сред обитания, которые нужно было заселить соответствующими растениями и животными. В дальнейшем дети дополнили панно новыми элементами и таким образом смогли применить своё умение самостоятельно изменять игровое пространство на каждом новом этапе путешествия. Самодельный путеводитель по стране лесных сказок выполнен из съемных, взаимозаменяемых деталей и поэтому мы наделили его функцией волшебного предмета, с помощью которого дети — путешественники изучали правила поведения в природе. Применение представленных материалов в практической деятельности позволило сделать следующие выводы: предметно-игровая среда для организации игр с экологическим содержанием способствует эффективному формированию у дошкольников:
Короткова Екатерина Вячеславовна воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №179»
|