Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Лукина Юлия Игорьевна | |||
22.06.2022 20:52 | |||
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. В настоящее время в воспитании и обучении дошкольников используется большое количество разнообразных программ и технологий. Все они направлены на создание условий для счастливого, радостного проживания дошкольных лет жизни и на полноценное развитие каждого ребенка. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОО, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
комнатными растениями (с учётом возрастных особенностей воспитанников) и необходимыми инструментами по уходу за ними;
На центральном фоне должен быть размещен календарь наблюдений.. Календарь служит для закрепления последовательности частей суток, даты, знакомство с погодой, осадками, наблюдения за неживой природой. Развивать память и мышление помогают наблюдения за явлениями природы и фиксация их результатов в календаре погода и календаре наблюдений. Это приучает ребёнка бережнее относиться и к своему здоровью, и к природе родного края. Экспериментальный уголок Емкости для экспериментирования. Подносы на каждого ребенка. Лупы Полочка с материалами и предметами для экспериментирования. Материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др. Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:
Материалы для игр-экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка», «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества. Земля, глина, песок. Экспериментальные уголки с мини-лабораториями в старшей группе имеют всё необходимое для проведения опытов: микроскоп, увеличительные стёкла, магниты, разнообразные ёмкости, мерные ложки, материал для игр с песком, водой, мыльной пеной, с тенью, природные материалы и другие материалы. Есть картотека с опытами. Всё предназначено для возможности ребёнку самостоятельно экспериментировать, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога. Предметом особой заботы является создание группового уголка природы. Он должен включать в себя многочисленные растения. Растения стоит подбирать с таким расчетом, чтобы было можно показать детям разнообразие строения органов (стеблей, листьев, цветов), разнообразие требований к условиям жизни, к способам ухода и размножения. Воспитателям следует вносить в групповые уголки такие растения и животных, которые были бы неприхотливыми, не требовали бы создания каких-то особых, трудно достижимых условий и в то же время позволяли бы обогащать детей экологическими и природоведческими знаниями. Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В процессе наблюдений за растениями уголка природы в сочетании с трудом по уходу за ними у детей формируются представления о растениях, их потребностях, о росте, развитии. Подбор комнатных растений. Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они должны быть представлены различными экологическими группами: растения засушливых мест – алоэ, сансевьера, кактусы; влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус; умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум. Размещать комнатные растения необходимо в соответствии с их отношением к свету, теплу, влаге. В уголок старшей группы подбираются растения, интересные для наблюдений. Лучше брать молодые, выращенные из черенков отводов (дети смогут следить за их ростом и развитием), разноообразные по внешнему виду: форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов; по строению стебля: вьющийся, прямостоячий и др. Это могут быть традесканция, циссус, цикламен, бегония-рекс, аспарагус, камнеломка, кливия и др. Подбираются растения с разными способами размножения: стеблевыми (фуксия, традесканция, циссус, вечноцветущая бегония и др.) и листовыми (сансевьера. Узамбарская фиалка, камнеломка и др.). В разные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени. Природный материал (камушки, ракушки, мох, шишки, веточки, желуди и др.), находящийся здесь, позволяет играть, исследовать его, экспериментировать с ним, воссоздавать ландшафты, моделировать природные зоны. С помощью календарей погоды дети учатся определять сезонные явления (t воздуха, силу ветра, осадки). Наличие игрушек – животных и насекомых, муляжей овощей, фруктов и грибов в центре природы, расширяет представление дошкольников о природе, закрепляет знания об их внешнем виде, формирует интерес к живой природе. Мини-огород на окне: Без особых хлопот на окне можно выращивать:
С детьми старшей группы организуются доступные виды работ:
Книги по экологии С помощью родителей постоянно пополняется экологические книжки группы. Они помогают воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Центр дополнен различными дидактическими и настольными играми. Экологический театр. С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь оказывают родители: изготовили атрибуты, декорации, сшили костюмы, отремонтировали старые и создали новые маски, сшили и связали шапочки. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок, картотеку «Театрализованные игры». Различные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный, театр на фланелеграфе, театр на ложках и т. д. Показ совместно с детьми, родителями и педагогами спектаклей на экологические темы. Решение детьми ситуаций, которые могут произойти в природе. Мини-музей. Мини-музей – одна из эффективных форм взаимодействия с детьми и родителями. Также мини-музей – широкое поле для поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Дошкольники участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, проводят экскурсии для младших групп, пополняют музей своими рисунками, поделками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Заключение Оснащенная эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
|