Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды.
Занятия по Экологии
Автор: Лукина Юлия Игорьевна   
22.06.2022 20:52

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды.Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды.

В настоящее время в воспитании и обучении дошкольников используется большое количество разнообразных программ и технологий. Все они направлены на создание условий для счастливого, радостного проживания дошкольных лет жизни и на полноценное развитие каждого ребенка.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОО, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

 

комнатными растениями (с учётом возрастных особенностей воспитанников) и необходимыми инструментами по уходу за ними;

  • «зелёная аптека»
  • мини-огород
  • дидактическими играми ( «Чьи детки с ветки?», «Времена года» и т.д.)
  • наглядно-дидактическими пособиями из серии «Мир в картинках» ( «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д.)
  • моделями ( «Признаки живой природы», «Потребности растений», «Развитие», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие: птицы и звери» и т.д.)
  • макетами природных и климатических зон ( «Север», «Юг», «Лес»)
  • коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек
  • гербарии, поделки из природного материала
  • аудиозаписи со звуками природы.

На центральном фоне должен быть размещен календарь наблюдений.. Календарь служит для закрепления последовательности частей суток, даты, знакомство с погодой, осадками, наблюдения за неживой природой.

Развивать память и мышление помогают наблюдения за явлениями природы и фиксация их результатов в календаре погода и календаре наблюдений. Это приучает ребёнка бережнее относиться и к своему здоровью, и к природе родного края.

Экспериментальный уголок

Емкости для экспериментирования.

Подносы на каждого ребенка.

Лупы

Полочка с материалами и предметами для экспериментирования.

Материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др.

Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:

  • притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы.
  • «попрыгунчики» (колечки, мячики, фигурки и т.п.).
  • увеличительные стекла.
  • стекла разного цвета.

Материалы для игр-экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка», «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества.

Земля, глина, песок.

Экспериментальные уголки с мини-лабораториями в старшей группе имеют всё необходимое для проведения опытов: микроскоп, увеличительные стёкла, магниты, разнообразные ёмкости, мерные ложки, материал для игр с песком, водой, мыльной пеной, с тенью, природные материалы и другие материалы. Есть картотека с опытами. Всё предназначено для возможности ребёнку самостоятельно экспериментировать, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

Предметом особой заботы является создание группового уголка природы. Он должен включать в себя многочисленные растения. Растения стоит подбирать с таким расчетом, чтобы было можно показать детям разнообразие строения органов (стеблей, листьев, цветов), разнообразие требований к условиям жизни, к способам ухода и размножения. Воспитателям следует вносить в групповые уголки такие растения и животных, которые были бы неприхотливыми, не требовали бы создания каких-то особых, трудно достижимых условий и в то же время позволяли бы обогащать детей экологическими и природоведческими знаниями.

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

В процессе наблюдений за растениями уголка природы в сочетании с трудом по уходу за ними у детей формируются представления о растениях, их потребностях, о росте, развитии.

Подбор комнатных растений.

Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они должны быть представлены различными экологическими группами:

растения засушливых мест – алоэ, сансевьера, кактусы;

влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;

умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум.

Размещать комнатные растения необходимо в соответствии с их отношением к свету, теплу, влаге.

В уголок старшей группы подбираются растения, интересные для наблюдений. Лучше брать молодые, выращенные из черенков отводов (дети смогут следить за их ростом и развитием), разноообразные по внешнему виду: форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов; по строению стебля: вьющийся, прямостоячий и др. Это могут быть традесканция, циссус, цикламен, бегония-рекс, аспарагус, камнеломка, кливия и др. Подбираются растения с разными способами размножения: стеблевыми (фуксия, традесканция, циссус, вечноцветущая бегония и др.) и листовыми (сансевьера. Узамбарская фиалка, камнеломка и др.).

В разные сезоны в комнату вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени.

Природный материал (камушки, ракушки, мох, шишки, веточки, желуди и др.), находящийся здесь, позволяет играть, исследовать его, экспериментировать с ним, воссоздавать ландшафты, моделировать природные зоны. С помощью календарей погоды дети учатся определять сезонные явления (t воздуха, силу ветра, осадки).

Наличие игрушек – животных и насекомых, муляжей овощей, фруктов и грибов в центре природы, расширяет представление дошкольников о природе, закрепляет знания об их внешнем виде, формирует интерес к живой природе.

Мини-огород на окне:

Без особых хлопот на окне можно выращивать:

  • зеленые лук из головок репчатого лука
  • зелень петрушки из посаженных в грунт корешков и др.

С детьми старшей группы организуются доступные виды работ:

  • Обработка почвы.
  • Посев семян.
  • Высадка рассады и пересадка растений.
  • Рыхление и прополка.
  • Полив.
  • Сбор урожая.
  • Организация наблюдений.

Книги по экологии

С помощью родителей постоянно пополняется экологические книжки группы. Они помогают воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

Центр дополнен различными дидактическими и настольными играми.

Экологический театр.

С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней.

В организации этого экологического пространства большую помощь оказывают родители: изготовили атрибуты, декорации, сшили костюмы, отремонтировали старые и создали новые маски, сшили и связали шапочки.

Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок, картотеку «Театрализованные игры». Различные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный, театр на фланелеграфе, театр на ложках и т. д.

Показ совместно с детьми, родителями и педагогами спектаклей на экологические темы.

Решение детьми ситуаций, которые могут произойти в природе.

Мини-музей.

Мини-музей – одна из эффективных форм взаимодействия с детьми и родителями. Также мини-музей – широкое поле для поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Дошкольники участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, проводят экскурсии для младших групп, пополняют музей своими рисунками, поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Заключение

Оснащенная эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год