Как прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало в счастливом неведенье в отношении необратимых процессов, происходящих в природе. Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой природой, так как предками сделано многое для того, чтобы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воду и воздух, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы . Человек стал заложником порожденного им научно-технического прогресса . Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется решать не только россиянам.
Именно поэтому так важно у наших дошкольников заложить основы бережного и ответственного отношения к природе, ее ресурсам, достижениям цивилизации, созданными умом и руками человека. Экологическое образование дошкольника поможет решить проблему экологически грамотного отношения к окружающему миру. Нужно учить детей вести себя в соответствии с законами природы. Они должны знать, что все в этом мире взаимосвязано. Вредишь природе – наносишь ущерб себе. Экологическое невежество дорого обходится людям. Рождение больных детей, выпадение кислотных дождей, загрязнение Волги и Байкала, Чернобыль – список можно продолжать. Задача взрослых подготовить детей к разумной жизни. Воспитание экологической культуры невозможно без системы знаний, понимания закономерностей, существующих в живой природе, взаимосвязи и взаимозависимости, существующей между живой и неживой природой, практических умений, потребности в экологически оправданном поведении. 1. Значение взаимодействия человека и природы.
Экология как самостоятельная научная дисциплина с самого начала ставила перед собой задачи комплексного характера. Так, заслуга немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля (1834 – 1919), с именем которого связан первоначальный смысл термина «Экология», состоит в преодолении изолированности организма и среды, в постановке перед экологией задач изучения взаимоотношений организмов со средой обитания и друг с другом. Очевидно также, интегрированные процессы современной научной картины мира особенно четко выражены в современной экологии, которая расширив пределы своего исследования от отношения «Организм – среда» к отношению «Человек – природа» вплотную приблизилась к постановке проблем, относящихся ранее к компетенции философии, истории, природоохранительной юриспруденции, этике, эстетике, педагогике и других наук. Синтез наук о природе с науками об обществе позволяет по-новому подойти к пониманию отношения «Человек – природа», которое занимает центральное место в современном экологическом анализе. Решение глобальных экологических проблем современности, угрожающих человечеству катастрофой, невозможно без восстановления нарушений гармонии во взаимоотношений человека и природы, основанной на знаниях о законах функционирования природы и человеческого общества. В связи с этим вопросы экологического образования приобретают особую значимость и актуальность. Принципиальное значение для педагогической практики имеет формирование у дошкольников экологических представлений о взаимодействии человека и природы, выявление и обоснование педагогических условий эффективности данного процесса. Не отрицая позитивного опыта в предшествующем изучении отдельных сторон данной проблемы (А.Н,Захлебный, И.Д.Зверев, И.Р.Колтунова, Л.В.Моисеева, П.Г.Саморукова, И.Т.Суравегина и другие), многие теоретические и практические аспекты проблемы формирования экологических представлений о человеке как о биосоциальном существе, среде его обитания, их многообразном взаимодействии остаются недостаточно разработанными, что адекватно отражается в практике экологического образования. В связи с этим формирование представлений, а не понятий, отвечает возрастным особенностям детей, активным развитием у них наглядно-образного мышления, а также необходимости воспитания эколого-эстетического мировоззрения, включающего в себя систему эмоционально-окрашенного знания о природе, человеке и их взаимодействии. Опираясь на данные психологических исследований (Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготский, Л.С.Венгер, В.С.Мухина и др.), необходимо рассматривать особенности формирования экологических представлений у детей 6-7 лет, так как в этом возрасте дошкольники уже имеют достаточно разнообразный опыт общения с природой и людьми, у них развиваются начальные формы логического мышления. В методологическом и теоретическом отношениях изучения проблемы должно опираться на фундаментальные положения философии, естествознания, биологии, социологии, истории, психологии и педагогики о единстве природы, человека и общества, об интеграции знаний, чувств и деятельности в формировании отношений человека к окружающей действительности и др. теория и практика формирования у дошкольников экологических представлений о взаимодействии человека и природы могут быть раскрыты только во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Карпова Галина Николаевна учитель-логопед МБДОУ №3 "Аленушка" п. Джалиль Сармановский район РТ
|