Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интерактивные пособия как средство формирования экологических представлений
Занятия по Экологии
Автор: Ваганова Анна Викторовна   
23.03.2022 08:26

Интерактивные пособия как средство формирования экологических представленийИнтерактивные пособия как средство формирования экологических представлений

Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Дошкольник – это ребенок «почемучка». Ребенок «почемучка» — это исследователь. Задача взрослого заботиться и следить за тем, что с раннего возраста ребенок должен сочувственно, гуманно относиться к любой форме жизни, заботиться обо всем, что вокруг него, уметь беречь не только свою любимую игрушку, а также что его окружает в природе и все красивое и интересное.

При организации образовательной деятельности чаще всего педагоги использовали разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии и прочее. Поэтому, как мне кажется, интерес к миру природы, к природным явлениям у детей был не стойкий, внимание рассеянное, представления детей о природном окружении были разрозненны, поверхностны, запоминались сложно.

Возьмём к примеру муравейник, что может педагог, показать муравейник на картине, показать фильм, сводить в лес на экскурсию. Но как педагог может показать, что внутри муравейника, показать ту жизнь, которая там кипит.

 

Как педагог может показать пруд с его обитателями зимой, медведя в берлоге и бобра в хатке и т.д

Чтоб решить эту проблему в МБДОУ д/с № 33 Удмуртской республики, городе Сарапуле оборудован «Центр интерактивной деятельности по ознакомлению с природными экосистемами Средней полосы России». В этом центре дети ежедневно могут проводить исследования, чтобы найти ответы на вопросы, возникающие в процессе познания окружающего мира.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

При оборудовании центра и её отдельных областей ориентиром послужили актуальные интересы детей, выявленные педагогами в результате приводящихся наблюдений. В зависимости от тем, привлекающих особое внимание детей, оснащение центра постоянно меняется и дополняется, чтобы дети имели возможность исследовать занимающую их проблему.

Все пособия в центре находятся в свободном доступе и располагаются на уровне глаз детей. Чтобы каждый ребёнок мог получить опыт использования разнообразных материалов, они все находятся в доступном для детей месте.

В нашем центре разработаны и созданы разные интерактивные пособия, первым таким пособием является-муравейник.

Модель предназначена для изучения развития муравьев и устройства муравейника.

Пособие включает в себя макет муравейника, карточки на которых изображено устройство муравейника и стадии развития муравья. Так же книга о жизни муравейника.

Не одна картинка или презентация так не раскроет жизнь и циклы развития муравья и муравейника.

Медвежья берлога

Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала по разделу «Животные». Модель предназначена для изучения жизни в разное время года медведя, его повадок, и, самое интересное, как он зимует.

Пособие включает в себя макет берлоги, карточки на которых изображено чем питается медведь в разное время года. Книга о жизни медведя.

Как задорого наблюдать за детками, когда они, затаив дыхание слушают про мишку, который спит в берлоге. Как они шёпотом задают вопросы чтоб не разбудить этого мишку. И вот ты открываешь эту берлогу, и видишь, как они удивляются, как им интересно. Ещё раз повторюсь, что не одна картинка не сможет заинтересовать так ребёнка.

Хатка бобра

Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала по разделу «Животные». Модель предназначена для изучения жизни бобра.

Пособие включает в себя макет хатки бобра с изображением бобра и его детёныша. Рядом с хаткой расположены брёвна как будто обработанные бобром. Так же есть книга о жизни бобра.

Умное дерево

Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала по разделу «Деревья». Модель предназначена для изучения стадий развития дерева в разное время года.

Пособие включает в себя макет дерева, со сменой листвы, птиц и насекомых в соответствии с временем года.

Живой пруд

Пособие предназначено для изучения экосистемы «Пруд». Предназначено для изучения жизни и развития животного и природного мира пруда.

Пособие включает в себя макет пруда, с животными, растениями данной экосистемы.

Дети проявляют себя в качестве исследователей, которые познают новый для них мир. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, приобретает новые знания, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Для того, чтобы игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть интерактивный бокс.

Интерактивный бокс – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).

Простые боксы, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие бокса, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает бокс.

В жизни дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Мы считаем, что такие боксы очень эффективны с точки зрения формирования экологических представлений у дошкольников, так как их можно использовать в игровой деятельности, что может быть интереснее и значимее игры для ребёнка!

Интерактивный бокс должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологичным.

Так же разработано большое количество интерактивных игр и пособий, с которыми дети и педагоги могут работать как в центре, так и группе и на природе.

Одним из таких пособий является «Чемодан юного натуралиста».

Чемодан можно выносить на прогулки, брать в походы в лес и на пруд.

Его можно брать как весь, так и частями.

С помощью него дети могут изучать жизнь насекомых, птиц, животных и мир растений. Например, могут самостоятельно вырастить бабочку из куколки, рассмотреть каплю росы, узнать возраст дерева и совершить ещё массу новых и интересных открытий.

Ещё с помощью такого чемодана очень удобно проводить наблюдения.

Например, вы знаете кто такая «бронзовка».

А дети младшей группы, знают. Как было задорого им сами найти её на участке. Бежать с карточкой в руках и кричать что они нашли ту самую «Бронзовку». Научиться самим ловить ей, не причиняя ей вреда. Познакомиться с ней поближе, разглядеть её и затем с радостными криками отпустить на волю. И ещё целую неделю рассказывать родителям ко такая бронзовка и чем она отличается от майского жука.

С помощью этого чемодана мы так же исследуем «огород».

Вообще наш огород — это клад для воспитателя. Здесь можно совершить массу новых открытий.

Например, малыши приходят посмотреть, как растёт колючий огурец, красная помидорка, большая гладкая тыква. Воспитатель, правильно спланировав экскурсию, наблюдение в огород, может закрепить и цвет, и форму, и подарить море сенсорных ощущений.

Более старшие ребята могут самостоятельно вырастить растение и продолжать наблюдать за их развитием.

А как здорово самим собирать урожай.

Для многих было открытие что при выкапывании картофеля, плоды появлялись как по волшебству из-под земли.

А ещё очень здорово собирать семена, находить вредителей в огороде, узнавать, что чем и как пахнет, замерять тыкву насколько она выросла и отмечать это в своем блокноте.

Так же не мало важно научить ухаживать за огородом.

С младшего возраста дети учатся поливать, рыхлить, полоть.

И им это очень нравиться.

Все наши занятия, прогулки, беседы, работы в огороде спланированы так, что мы не разу не слышали от детей что им скучно, не интересно.

И как показала практика, такие занятия проходят особенно успешно, если использовать различные формы наглядных интерактивных пособий.

И хотелось бы ещё раз отметить, что, интерактивные пособия помогают уточнить и закрепить представления детей об объектах, предметах, явлениях природы, которые не всегда можно увидеть в данный момент или вообще невозможно.

Мы можем видеть, что наши воспитанники стали более любознательными, инициативными, чуткими к миру природы. Им стало легче устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения и выводы. Дети стали обращать внимание на красоту природы и отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год