Интерактивные пособия как средство формирования экологических представлений |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Ваганова Анна Викторовна | |||
23.03.2022 08:26 | |||
Интерактивные пособия как средство формирования экологических представлений Все хорошее в людях – из детства! Мы хотим, чтоб Земля расцветала, Дошкольник – это ребенок «почемучка». Ребенок «почемучка» — это исследователь. Задача взрослого заботиться и следить за тем, что с раннего возраста ребенок должен сочувственно, гуманно относиться к любой форме жизни, заботиться обо всем, что вокруг него, уметь беречь не только свою любимую игрушку, а также что его окружает в природе и все красивое и интересное. При организации образовательной деятельности чаще всего педагоги использовали разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии и прочее. Поэтому, как мне кажется, интерес к миру природы, к природным явлениям у детей был не стойкий, внимание рассеянное, представления детей о природном окружении были разрозненны, поверхностны, запоминались сложно. Возьмём к примеру муравейник, что может педагог, показать муравейник на картине, показать фильм, сводить в лес на экскурсию. Но как педагог может показать, что внутри муравейника, показать ту жизнь, которая там кипит.
Как педагог может показать пруд с его обитателями зимой, медведя в берлоге и бобра в хатке и т.д Чтоб решить эту проблему в МБДОУ д/с № 33 Удмуртской республики, городе Сарапуле оборудован «Центр интерактивной деятельности по ознакомлению с природными экосистемами Средней полосы России». В этом центре дети ежедневно могут проводить исследования, чтобы найти ответы на вопросы, возникающие в процессе познания окружающего мира. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. При оборудовании центра и её отдельных областей ориентиром послужили актуальные интересы детей, выявленные педагогами в результате приводящихся наблюдений. В зависимости от тем, привлекающих особое внимание детей, оснащение центра постоянно меняется и дополняется, чтобы дети имели возможность исследовать занимающую их проблему. Все пособия в центре находятся в свободном доступе и располагаются на уровне глаз детей. Чтобы каждый ребёнок мог получить опыт использования разнообразных материалов, они все находятся в доступном для детей месте. В нашем центре разработаны и созданы разные интерактивные пособия, первым таким пособием является-муравейник. Модель предназначена для изучения развития муравьев и устройства муравейника. Пособие включает в себя макет муравейника, карточки на которых изображено устройство муравейника и стадии развития муравья. Так же книга о жизни муравейника. Не одна картинка или презентация так не раскроет жизнь и циклы развития муравья и муравейника. Медвежья берлога Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала по разделу «Животные». Модель предназначена для изучения жизни в разное время года медведя, его повадок, и, самое интересное, как он зимует. Пособие включает в себя макет берлоги, карточки на которых изображено чем питается медведь в разное время года. Книга о жизни медведя. Как задорого наблюдать за детками, когда они, затаив дыхание слушают про мишку, который спит в берлоге. Как они шёпотом задают вопросы чтоб не разбудить этого мишку. И вот ты открываешь эту берлогу, и видишь, как они удивляются, как им интересно. Ещё раз повторюсь, что не одна картинка не сможет заинтересовать так ребёнка. Хатка бобра Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала по разделу «Животные». Модель предназначена для изучения жизни бобра. Пособие включает в себя макет хатки бобра с изображением бобра и его детёныша. Рядом с хаткой расположены брёвна как будто обработанные бобром. Так же есть книга о жизни бобра. Умное дерево Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала по разделу «Деревья». Модель предназначена для изучения стадий развития дерева в разное время года. Пособие включает в себя макет дерева, со сменой листвы, птиц и насекомых в соответствии с временем года. Живой пруд Пособие предназначено для изучения экосистемы «Пруд». Предназначено для изучения жизни и развития животного и природного мира пруда. Пособие включает в себя макет пруда, с животными, растениями данной экосистемы. Дети проявляют себя в качестве исследователей, которые познают новый для них мир. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, приобретает новые знания, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Для того, чтобы игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть интерактивный бокс. Интерактивный бокс – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.). Простые боксы, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие бокса, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает бокс. В жизни дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме. Мы считаем, что такие боксы очень эффективны с точки зрения формирования экологических представлений у дошкольников, так как их можно использовать в игровой деятельности, что может быть интереснее и значимее игры для ребёнка! Интерактивный бокс должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологичным. Так же разработано большое количество интерактивных игр и пособий, с которыми дети и педагоги могут работать как в центре, так и группе и на природе. Одним из таких пособий является «Чемодан юного натуралиста». Чемодан можно выносить на прогулки, брать в походы в лес и на пруд. Его можно брать как весь, так и частями. С помощью него дети могут изучать жизнь насекомых, птиц, животных и мир растений. Например, могут самостоятельно вырастить бабочку из куколки, рассмотреть каплю росы, узнать возраст дерева и совершить ещё массу новых и интересных открытий. Ещё с помощью такого чемодана очень удобно проводить наблюдения. Например, вы знаете кто такая «бронзовка». А дети младшей группы, знают. Как было задорого им сами найти её на участке. Бежать с карточкой в руках и кричать что они нашли ту самую «Бронзовку». Научиться самим ловить ей, не причиняя ей вреда. Познакомиться с ней поближе, разглядеть её и затем с радостными криками отпустить на волю. И ещё целую неделю рассказывать родителям ко такая бронзовка и чем она отличается от майского жука. С помощью этого чемодана мы так же исследуем «огород». Вообще наш огород — это клад для воспитателя. Здесь можно совершить массу новых открытий. Например, малыши приходят посмотреть, как растёт колючий огурец, красная помидорка, большая гладкая тыква. Воспитатель, правильно спланировав экскурсию, наблюдение в огород, может закрепить и цвет, и форму, и подарить море сенсорных ощущений. Более старшие ребята могут самостоятельно вырастить растение и продолжать наблюдать за их развитием. А как здорово самим собирать урожай. Для многих было открытие что при выкапывании картофеля, плоды появлялись как по волшебству из-под земли. А ещё очень здорово собирать семена, находить вредителей в огороде, узнавать, что чем и как пахнет, замерять тыкву насколько она выросла и отмечать это в своем блокноте. Так же не мало важно научить ухаживать за огородом. С младшего возраста дети учатся поливать, рыхлить, полоть. И им это очень нравиться. Все наши занятия, прогулки, беседы, работы в огороде спланированы так, что мы не разу не слышали от детей что им скучно, не интересно. И как показала практика, такие занятия проходят особенно успешно, если использовать различные формы наглядных интерактивных пособий. И хотелось бы ещё раз отметить, что, интерактивные пособия помогают уточнить и закрепить представления детей об объектах, предметах, явлениях природы, которые не всегда можно увидеть в данный момент или вообще невозможно. Мы можем видеть, что наши воспитанники стали более любознательными, инициативными, чуткими к миру природы. Им стало легче устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения и выводы. Дети стали обращать внимание на красоту природы и отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
|