Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».
Занятия по Экологии
Автор: Ленюская А.М., Торутанова С.Е., Шкирдова И.С.   
09.04.2022 11:42

«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».

Ленюская А.М., Торутанова С.Е., Шкирдова И.С.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 «Аист» г. Ульяновск.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

 Скачать конспект

Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром.

Реализация задач экологического воспитания детей возможна только при условии экологической культуры педагога, его готовности осуществлять свою деятельность с использованием новых, интересных подходов и методов. Однако, многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, необходимо «выстроить» в голове ребенка некую абстрактную модель. В этом случае на помощь приходит такой вид творческой деятельности, как макетирование.

Макет — это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
  • Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
  • Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
  • Развитие монологической и связной речи.
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Активизация лексического словаря.
  • Формирование навыков сочинительства.
  • Формирование творческих способностей.
  • Воспитание доброжелательности.
  • Умения работать в коллективе.

Требования к макету:

  • Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
  • Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
  • Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Этапы работы по созданию макета:

  • Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; экспериментирование, виртуальные экскурсии по краеведческим музеям, подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
  • Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и педагогов из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
  • Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывает игровые сюжеты, сочиняет сказки и истории.

В нашей группе были созданы такие макеты как:

  • «Эта удивительная Арктика».
  • «Загадочная Саванна».
  • «Болото».
  • «Природа нашего края».
  • «Ферма». «Морское дно».
  • «Космос».

Родители воспитанников также активно подключались к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, к участию в конкурсах на лучший семейный макет. Результаты совместной деятельности использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, дидактические игры, посвящённые ознакомлению детей с различными природными зонами и явлениями.

Также детям очень интересно просто рассматривать макеты, узнавать знакомые растения, обыгрывать макет, используя разных животных. Таким образов в группе создаётся особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. В процессе создания макетов дети накопили эмоциональные впечатления, овладели техническими навыками работы с материалами, которые можно использовать для макетирования.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений, у дошкольников формируется бережное и заботливое отношение к природе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

В заключении хочется напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому.

Макетирование — это занятие интересное и полезное. Дерзайте, творите! Желаем успехов!

Литература:

  1. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 120 с.
  2. Рыжова Н. "Наш дом — природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
  3. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: детство-пресс, 2003. — 319 с.
  4. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год