«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Ленюская А.М., Торутанова С.Е., Шкирдова И.С. | |||
09.04.2022 11:42 | |||
«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников». Ленюская А.М., Торутанова С.Е., Шкирдова И.С. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 «Аист» г. Ульяновск. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром. Реализация задач экологического воспитания детей возможна только при условии экологической культуры педагога, его готовности осуществлять свою деятельность с использованием новых, интересных подходов и методов. Однако, многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, необходимо «выстроить» в голове ребенка некую абстрактную модель. В этом случае на помощь приходит такой вид творческой деятельности, как макетирование. Макет — это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
Требования к макету:
Этапы работы по созданию макета:
В нашей группе были созданы такие макеты как:
Родители воспитанников также активно подключались к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, к участию в конкурсах на лучший семейный макет. Результаты совместной деятельности использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, дидактические игры, посвящённые ознакомлению детей с различными природными зонами и явлениями. Также детям очень интересно просто рассматривать макеты, узнавать знакомые растения, обыгрывать макет, используя разных животных. Таким образов в группе создаётся особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. В процессе создания макетов дети накопили эмоциональные впечатления, овладели техническими навыками работы с материалами, которые можно использовать для макетирования. Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений, у дошкольников формируется бережное и заботливое отношение к природе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. В заключении хочется напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому. Макетирование — это занятие интересное и полезное. Дерзайте, творите! Желаем успехов! Литература:
|