Технология использования природоохранных акций как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ХМАО — Югры |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Порубова Наталья Михайловна | |||
18.04.2022 21:58 | |||
Технология использования природоохранных акций как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ХМАО — Югры Автор: Порубова Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ ДС № 49 «Родничок», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечество, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности. Динамические изменения в современной жизни, интенсивное освоение природы и многочисленные нарушения природного равновесия стали источником цивилизационных проблем, которые сегодня принято называть экологическими.
Особо остро экологические проблемы стоят в северных городах, к которым относится город Нижневартовск ХМАО-Югры. Огромные запасы нефти и газа, бурно идущие процессы их освоения на территории округа, резко возросший уровень жилищно-промышленного строительства, оказывает отрицательное воздействие на природные экологические системы. Ухудшается здоровье населения, проблемы благоустройства северных городов приобретают исключительно важное социальное, экологическое и экономическое значение и требуют комплексного подхода к их решению. В этих условиях особенно важным становится развитие экологического образования. Наиболее благоприятным периодом для решения экологических образовательных задач является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Целью экологического образования детей является формирования основ экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Основная задача экологического образования – формирование у дошкольников экологического сознания, отношения к живому, которое должно базироваться на его чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Содержание формируемых мотивационных основ: положительно-эмоциональное отношение к живому, понимание его самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и сильного, стремление защитить. Новизна: деятельностный подход в экологическом образовании является одним из важнейших принципов. Он формирует познавательные, практические и творческие способности детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность, умение проявлять активность в решении поставленных задач. Установлено, что деятельность – основное средство и решающее условие развития личности. Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения, навыки, это мировоззрение… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Принцип деятельности в отношениях «ребенок-природа» реализуется в процессе проведения природоохранных акций — одной из эффективных инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые расширяют рамки экологической деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми в социально значимых мероприятиях, направленных на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе с взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей — это делает такую форму работы особенно ценной. Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Данная программа направлена на решение задач экологического образования и разработана на основе программы «Экология для малышей Е.В. Гончаровой в рамках внедрения регионального компонента образовательного стандарта «Экология». Программа составлена с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса. «Познавательное развитие» — где дети знакомятся с окружающим миром, природой родного края, климатическими особенностями региона, правилами поведения в природе «Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения с экологическим содержанием, проводятся экологические праздники. «Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет любовь к природе, с видами и жанрами устного народного творчества: потешками, пословицами, поговорками, сказками, загадками о природе, народными приметами и др. «Изодеятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания эстетического вкуса (любование природой), развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру. Цель данной технологии — формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы. Задачи:
Решение указанных задач основывается на следующих принципах:
Средовой подход, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды в развитии личности ребенка;
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования: циклические наблюдения, игры, викторины, прием разрешения проблемных ситуаций, труд в природе, провокационные ситуации, беседы, экологическое проектирование. Формы работы с дошкольниками в процессе проведения природоохранных акций: образовательная деятельность, познавательные минутки, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, выставки детских работ, художественное творчество, развлечения и досуги. Содержание технологии. Данная технология представляет собой единую систему взаимосвязанных тем (акций), которые учитывают возрастные особенности детей и раскрывают при этом многообразные связи познавательного развития, нравственно-эстетического воспитания с окружающим миром природы, в котором живет и взрослый человек и ребенок. Особенностью курса является выделение специального времени на непосредственно образовательную деятельность, направленного на реализацию задач экологического образования. Программа предусматривает проведение 6 природоохранных акций. Проводимые в ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие. Основные требования к проведению акций заключаются в следующем:
Содержание, цели и задачи акций различны, но все они направлены на сохранение объектов природы и оптимизацию взаимоотношения человека и природы. Данная технология является средством развития творческих способностей, ума, души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы. Методика проведения акций. Этапы реализации. 1. Организационный этап Содержание деятельности: определение темы акции, разработка основных блоков акции, сценариев, проектов, анкет; определение группы организаторов, ведущих. Используемые формы работы: разделение организаторов по микрогруппам в соответствии с основными блоками акции. 2. Информационно-обучающий Содержание деятельности: ознакомление со спецификой проведения акций как эффективной формой деятельности; наглядная демонстрация возможностей акции; разработка организации и проведение акции. Используемые формы работы: родительские клубы, инструктивно-методические совещания, заседания творческих групп 3. Деятельностный (Подготовка необходимого обеспечения акции) Содержание деятельности: обучающий блок, целью которого является предоставление наиболее полной достоверной информации по тематике акции и демонстрация различных аспектов рассматриваемой проблемы. Используемые формы работы: социологические опросы, наглядная информационная агитация. Реализация основных блоков акции
Используемые формы работы: проведение бесед, тематических занятий, познавательных минуток, наблюдений с целью получения наиболее полной информации по обсуждаемой проблеме. Обсуждение проектов.
Используемые формы работы: театрализованные представления, игры, викторины, конкурсы. Реализация проектов.
Используемые формы работы: организация выставок из природного и бросового материала, выставок – ярмарок, конкурсы плакатов в защиту окружающей среды.
Используемые формы работы: очные и заочные семинары по обмену опытом Содержание деятельности: организация консультативного пункта для воспитателей ДОУ города. Используемые формы работы: блиц – опрос, анкетирование, анализ видеоматериалов и продуктов деятельности, подведение итогов. Показатели развития детей к концу года. Старшая группа. 1. Имеет представление:
2. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы. 3. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. 4. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту. 5. Адекватно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней. 6. Выполняет правила поведения в природе, понимает последствие негативного отношения к ней. Подготовительная к школе группа 1. Знает:
2. Имеет представление об экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 3. Ориентируется в правилах поведения в природе, старается их выполнять, понимает последствие негативного отношения к ней. 4. Осознанно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней. 5. Стремится улучшить состояние окружающей среды. 5. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы. 6. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. 7. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.
|