Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология использования природоохранных акций как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ХМАО — Югры
Занятия по Экологии
Автор: Порубова Наталья Михайловна   
18.04.2022 21:58

Технология использования природоохранных акций как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ХМАО — ЮгрыТехнология использования природоохранных акций как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ХМАО — Югры

Автор: Порубова Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ ДС № 49 «Родничок», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечество, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.

Динамические изменения в современной жизни, интенсивное освоение природы и многочисленные нарушения природного равновесия стали источником цивилизационных проблем, которые сегодня принято называть экологическими.

 

Особо остро экологические проблемы стоят в северных городах, к которым относится город Нижневартовск ХМАО-Югры. Огромные запасы нефти и газа, бурно идущие процессы их освоения на территории округа, резко возросший уровень жилищно-промышленного строительства, оказывает отрицательное воздействие на природные экологические системы. Ухудшается здоровье населения, проблемы благоустройства северных городов приобретают исключительно важное социальное, экологическое и экономическое значение и требуют комплексного подхода к их решению.

В этих условиях особенно важным становится развитие экологического образования. Наиболее благоприятным периодом для решения экологических образовательных задач является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых.

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Целью экологического образования детей является формирования основ экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Основная задача экологического образования – формирование у дошкольников экологического сознания, отношения к живому, которое должно базироваться на его чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Содержание формируемых мотивационных основ: положительно-эмоциональное отношение к живому, понимание его самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и сильного, стремление защитить.

Новизна: деятельностный подход в экологическом образовании является одним из важнейших принципов. Он формирует познавательные, практические и творческие способности детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность, умение проявлять активность в решении поставленных задач. Установлено, что деятельность – основное средство и решающее условие развития личности.

Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения, навыки, это мировоззрение… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Принцип деятельности в отношениях «ребенок-природа» реализуется в процессе проведения природоохранных акций — одной из эффективных инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые расширяют рамки экологической деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми в социально значимых мероприятиях, направленных на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе с взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей — это делает такую форму работы особенно ценной.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

Данная программа направлена на решение задач экологического образования и разработана на основе программы «Экология для малышей Е.В. Гончаровой в рамках внедрения регионального компонента образовательного стандарта «Экология».

Программа составлена с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.

«Познавательное развитие» — где дети знакомятся с окружающим миром, природой родного края, климатическими особенностями региона, правилами поведения в природе

«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения с экологическим содержанием, проводятся экологические праздники.

«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет любовь к природе, с видами и жанрами устного народного творчества: потешками, пословицами, поговорками, сказками, загадками о природе, народными приметами и др.

«Изодеятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания эстетического вкуса (любование природой), развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру.

Цель данной технологии — формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы.

Задачи:

  1. Расширять и углублять представления детей о многообразии животного и растительного мира, сезонных изменениях в природе ХМАО – Югры.
  2. Акцентировать внимание детей на эколого-биологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  3. Формировать социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем и охраны природы.

Решение указанных задач основывается на следующих принципах:

  • Регионализация – применение регионального подхода к образованию позволяет дать сформировать представления дошкольников о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, вовлечь их в посильную практическую деятельность в вопросах оздоровления.
  • Гуманизм – идея разумности и гуманности человека, сообщества людей.
  • Непрерывность – формирование устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование практических навыков и умений решать проблемы, связанные с состоянием здоровья.
  • Целостность – формирование у дошкольников целостного понимания сущности здоровья как основной ценности жизни, интеграция знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Научность – можно выделить две группы идей: естественно-научные – освоение знаний, обеспечивающих формирование основ сознания и поведения дошкольников; педагогические – формирование базисных структур личности (сознание, деятельность, отношение).
  • Системность – природа на земле обладает качеством системности. Человек, как и любой другой живой организм, представляется как система с соответствующей структурой и функциями.
  • Преемственность – преемственность между возрастными категориями, а также — в детском саду закладывается фундамента для дальнейшего формирования представлений о здоровье человека и предупреждения заболеваний.
  • Стимулирование активной деятельности – практическая деятельность по укреплению и сохранению здоровья. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в вопросах здорового образа жизни.
  • Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка

Средовой подход, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды в развитии личности ребенка;

  • Природосообразность – воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования: циклические наблюдения, игры, викторины, прием разрешения проблемных ситуаций, труд в природе, провокационные ситуации, беседы, экологическое проектирование.

Формы работы с дошкольниками в процессе проведения природоохранных акций: образовательная деятельность, познавательные минутки, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, выставки детских работ, художественное творчество, развлечения и досуги.

Содержание технологии.

Данная технология представляет собой единую систему взаимосвязанных тем (акций), которые учитывают возрастные особенности детей и раскрывают при этом многообразные связи познавательного развития, нравственно-эстетического воспитания с окружающим миром природы, в котором живет и взрослый человек и ребенок.

Особенностью курса является выделение специального времени на непосредственно образовательную деятельность, направленного на реализацию задач экологического образования.

Программа предусматривает проведение 6 природоохранных акций.

Проводимые в ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Основные требования к проведению акций заключаются в следующем:

  • в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск
  • акции – это «игра — всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых
  • обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Содержание, цели и задачи акций различны, но все они направлены на сохранение объектов природы и оптимизацию взаимоотношения человека и природы.

Данная технология является средством развития творческих способностей, ума, души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы.

Методика проведения акций. Этапы реализации.

1. Организационный этап

Содержание деятельности: определение темы акции, разработка основных блоков акции, сценариев, проектов, анкет; определение группы организаторов, ведущих.

Используемые формы работы: разделение организаторов по микрогруппам в соответствии с основными блоками акции.

2. Информационно-обучающий

Содержание деятельности: ознакомление со спецификой проведения акций как эффективной формой деятельности; наглядная демонстрация возможностей акции; разработка организации и проведение акции.

Используемые формы работы: родительские клубы, инструктивно-методические совещания, заседания творческих групп

3. Деятельностный (Подготовка необходимого обеспечения акции)

Содержание деятельности: обучающий блок, целью которого является предоставление наиболее полной достоверной информации по тематике акции и демонстрация различных аспектов рассматриваемой проблемы.

Используемые формы работы: социологические опросы, наглядная информационная агитация.

Реализация основных блоков акции

  • Проблемный блок. Постановка и обсуждение проблемных вопросов, включая детей и родителей в позицию активных участников, развитие умений делать разумный выбор.

Используемые формы работы: проведение бесед, тематических занятий, познавательных минуток, наблюдений с целью получения наиболее полной информации по обсуждаемой проблеме. Обсуждение проектов.

  • Демонстрационный блок. Предоставление возможности детям реализовать имеющиеся у них знания и умения, а также продемонстрировать и закрепить у детей имеющийся социально-позитивный опыт, относительно тематики, акции.

Используемые формы работы: театрализованные представления, игры, викторины, конкурсы. Реализация проектов.

  • Итоговый блок. Участниками акции разрабатывается и принимается общее решение, отражающее мнение всех участников акции по возможным путям решения всех проблемных вопросов, обсуждаемых в ходе акции.

Используемые формы работы: организация выставок из природного и бросового материала, выставок – ярмарок, конкурсы плакатов в защиту окружающей среды.

  • Аналитический блок. Анализ акции совместно с участниками; анализ акции группой разработчиков и организаторов; корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Используемые формы работы: очные и заочные семинары по обмену опытом

Содержание деятельности: организация консультативного пункта для воспитателей ДОУ города.

Используемые формы работы: блиц – опрос, анкетирование, анализ видеоматериалов и продуктов деятельности, подведение итогов.

Показатели развития детей к концу года.

Старшая группа.

1. Имеет представление:

  • о многообразии растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
  • о среде обитания животных
  • об особенностях сезонных изменений в природе родного края
  • об особенностях жизни растений и животных в разное время года
  • о росте и развитии растений, животных
  • знает о потребностях живых существ (питание, дыхание, влага, тепло);.
  • о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе
  • об экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы.

3. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.

4. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.

5. Адекватно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней.

6. Выполняет правила поведения в природе, понимает последствие негативного отношения к ней.

Подготовительная к школе группа

1. Знает:

  • о многообразии растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, умеет классифицировать их на определенные группы
  • о среде обитания животных и их роли в природе
  • о росте и развитии растений, животных и их потребностях как живых существ
  • об особенностях сезонных изменений в природе родного края
  • о приспособленности животных к разным временам года
  • о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе.

2. Имеет представление об экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

3. Ориентируется в правилах поведения в природе, старается их выполнять, понимает последствие негативного отношения к ней.

4. Осознанно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней.

5. Стремится улучшить состояние окружающей среды.

5. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы.

6. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.

7. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год