«Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Штура Лариса Викторовна | |||
23.01.2022 17:29 | |||
«Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание». Проблема развития познавательных способностей дошкольников – одна из самых актуальных в детской педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Интерес ребенка является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Актуальность выбранной мной темы объясняется тем, что ознакомление дошкольников с природным миром, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой является прекрасными средствами развития их познавательных способностей. Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экологическое воспитание реализуется в образовательной области «Познавательное развитие». ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологического образования, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы. Многие из известных педагогов считали природу одним из средств воспитания детей. Например, Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития разума, чувств и воли, а К.Д. Ушинский считал, что дети должны быть ближе к природе, так как это позволит сообщать им все полезное и доступное для их интеллектуального развития. В.Г. Белинский и А.И. Герцен говорили о том, что детей необходимо приобщать к природе, формировать у них устойчивый и глубокий интерес к ней, так как без этого невозможно накопление разнообразной информации об окружающем мире.
Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивает логическое мышление, познавательную активность, разговорную речь. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени. Поэтому цель моей работы – подобрать формы и методы работы по экологическому воспитанию способствующие развитию познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Задачи:
Изучив психолого-педагогическую литературу, я преступила к работе. Мной был разработан план мероприятий. Свою работу я разделила по направлениям. Первое направление – это обогащение предметно-развивающей среды, необходимой для экологического воспитания детей. В нашей группе оформлен уголок природы, где дети могут наблюдать, ухаживать и выращивать растения. Был создан огород на окне «Бабушкин огород», чтобы вовлечь детей в практическую деятельность культурных растений, развитию интереса к опытнической и исследовательской деятельности. Дети совместно с воспитателем посадили семена лука, чеснока, укропа, петрушки, пшеницы, салата, вместе ухаживали за растениями, проводили опыты, сравнивали. Так же в группе есть уголок для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – тесно связано со всеми видами экологической деятельности. В первую очередь, с такими как наблюдение и труд. Очень важно, чтобы ребенок всё увидел сам, сам исследовал и составил свои впечатления. На опытах мы с ребятами исследовали свойства песка, глины, камней и др. Экспериментировали с водой: меняли цвет, замораживали, нагревали воду, фильтровали и выводы фиксировали в рисунках. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходили за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создали новый продукт – глиняную поделку, насыщенный запахами воздух, окрашенную воду и т.п. Второе направление – работа с детьми. Неделя добрых дел по отношению к природе. С детьми нарисовали плакаты: «Что такое доброта», «Радуга дружбы», воспитателями был организован «День ладошек», в детском саду был проведён всемирный день толерантности, выпустили с детьми стенгазету «Неделя добрых дел» с целью бережного отношения к живой природе, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми. Во время проведения таких мероприятий дети учатся работать в коллективе, сообща, учатся видеть красоту окружающего мира. Уборка с детьми опавших листьев на участке. Труд в природе часто используется, как практический метод ознакомления дошкольников с природой. Дети с удовольствием убирали облетевшую листву, сгребали в кучу и складывали в мешки. От воспитателя дети узнали, что нужно тщательно убирать опавшую листву, потому, как опавшие листья – отличное место для зимовки вредителей — насекомых. В процессе таких трудовых поручений у детей формируется интерес к труду в природе, экологическое сознание. Мною были проведены экологические праздники: «Лето красное пришло» «У солнышка в гостях» «День цветов» «В гостях у сказки», «До свидания лето» «Что у осени в корзинке» «В поисках сокровищ» «Осенние посиделки», Участие детей в таких мероприятиях позволяет воспитывать любовь к родной природе, к растительному и животному миру, способствует развитию умения видеть и слышать голоса природы, чувствовать её, соприкасаться к ней. Третье направление – работа с родителями. Проведение экологических акций. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. «Аллея памяти» (приуроченная к празднику 9 мая) – это посадка кустарников на территории детского сада. Во время проведения акции дети узнали, что с каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. Ребятам захотелось помочь природе, они с большим интересом планировали посадку деревьев на территории детского сада, определяли места, где молодым саженцам будет комфортно расти. Дети с большим удовольствием помогали взрослым капать ямки, носить воду, придерживать саженцы. Акция «Птичья столовая» – это самая важная ежегодная акция для детей и их родителей. С большим удовольствием и творчеством они изготавливают кормушки. Таким образом, дети не только помогают пернатым друзья пережить голодную зиму, но получают много знаний о птицах, их питании, образе жизни. Это замечательное традиционное мероприятие, хорошо развивает ребятишек, тренирует наблюдательность, внимание, память. Настоящими следопытами они стали, когда разбирались, какой именно птице принадлежат следы у кормушки. «Ёлочка – зелёная иголочка» – это прекрасная пропаганда новой экологической традиции не срубать ель при подготовке и проведении новогодних праздников, а заменять их искусственными. В защиту елочек мы изготовили плакаты и листовки. Акция способствовала развитию интереса у детей, им захотелось узнать больше о хвойных деревьях. Дети узнали сколько лет растут деревья, о полезных свойствах ели, о важном ее значении для лесных обитателей. Акция «Берегите воду» — привлечение внимания детей и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе, к проблемам загрязнения водоёмов. Благодаря проведённым мероприятиям дети научились бережно относиться к воде и экономить её ежедневно, как в детском саду, так и дома. А самое главное – это осознание дошкольниками того, что каждый несёт ответственность за сохранение окружающей среды. Заключительным этапом мероприятия была раздача детям листовок, которые они вручили своим родителям и родственникам. Четвертое направление – социальное партнерство. Мы постоянно сотрудничаем с библиотекой нашего села. Заведующая библиотекой организовывает для детей интересные экскурсии на темы «Путешествие по страницам красной книги», «Книжный город», «Знакомство с творчеством писателя В.Г. Сутеева», «Здесь живут книги», «Путешествие в страну читалию». С детьми организуются беседы по ознакомлению с природой, викторины, выставки детской литературы, просмотр презентаций, показ мультфильмов. Ребята с удовольствием рассматривают журналы, энциклопедии о растительном и животном мире. Путешествую по страницам «Красной книги» дошкольники узнали о редких животных, растениях нашего края, которые находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в охране. Вместе с детьми мы приняли участие в региональных конкурсах: «Ника», «Родничок», «Зелёная Россия», «Престиж», «Прикоснись к природе сердцем», «Бережём планету вместе», «Серая цапля», «Гордость страны», «Глобус конкурс». Конечными продуктами деятельности по экологическому воспитанию стали экологические выставки и экспозиции: «Воскресеновка – моя малая Родина», «Чудеса на грядке», «Зимнее настроение», «Покормите птиц зимой», «В экологию через сказку», «Мой любимый питомец», «Животные Сахалина», «Деревья Сахалина зимой», «Всемирный день домашних животных», «Весна идёт – весне дорогу», «День космонавтики», «Книжкина неделя». Они носят природоохранный характер, они информативны и познавательны, они имеют в первую очередь творческое начало. Во время подготовки дети узнают много нового и интересного, выставки и экспозиции служат прекрасным фоном для бесед и индивидуальной работы с детьми. Родители становятся активными участниками и помощниками. А также совместно с детьми, родителями и воспитателями создан Музей «Природа родного края», в котором собраны семена растений, макеты, коллекции: «Необычные камни», «Забавные ракушки», «Шишки», фотографии животных, гербарии, поделки из природного материала, альбомы: «Лекарственные растения», «Птицы Сахалинской области», «Дикие животные родного края», экспонаты животных. Сейчас мои воспитанники уже выступают в музеи в роли экскурсоводов и рассказывают младшим детям о экспонатах, о том, как важно заботиться о живой природе, чтоб ее красота никогда не исчезла. В результате проведенной мной работы дети научились заботиться о животных и растениях, знают, как вести себя в природе, умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. В процессе экологического воспитания дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовали себя ученым и первооткрывателем. Для развития познавательных способностей детей через экологические воспитания мной были использовать такие формы работы: наблюдение, труд в природе, экскурсии, организованная образовательная деятельность, беседы, экспериментирование, экологические акции, участие в конкурсах, чтение художественной литературы. Таким образом, развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экологическое воспитание в нашем детском саду ведется целенаправленно и систематически. В результате можно сделать вывод об эффективности используемых мной форм и методов работы, о непрерывной взаимосвязи экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности, а также сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению помогает обеспечить развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
|