Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание».
Занятия по Экологии
Автор: Штура Лариса Викторовна   
23.01.2022 17:29

«Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание».«Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание».

Проблема развития познавательных способностей дошкольников – одна из самых актуальных в детской педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Интерес ребенка является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Актуальность выбранной мной темы объясняется тем, что ознакомление дошкольников с природным миром, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой является прекрасными средствами развития их познавательных способностей.

Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экологическое воспитание реализуется в образовательной области «Познавательное развитие». ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологического образования, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы.

Многие из известных педагогов считали природу одним из средств воспитания детей. Например, Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития разума, чувств и воли, а К.Д. Ушинский считал, что дети должны быть ближе к природе, так как это позволит сообщать им все полезное и доступное для их интеллектуального развития. В.Г. Белинский и А.И. Герцен говорили о том, что детей необходимо приобщать к природе, формировать у них устойчивый и глубокий интерес к ней, так как без этого невозможно накопление разнообразной информации об окружающем мире.

 

Скачтаь конспект

Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивает логическое мышление, познавательную активность, разговорную речь.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.

Поэтому цель моей работы – подобрать формы и методы работы по экологическому воспитанию способствующие развитию познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обогащать предметно-пространственную развивающую среду экологического содержания на участке и в группе.
  2. Развивать познавательный интерес детей через интеграцию разных видов деятельности.
  3. Формировать основы экологической культуры и экологические представления у дошкольников в процессе ознакомления с природным миром через практическую деятельность.
  4. Создать атмосферу сотрудничества с родителями воспитанников, объединить их усилия для участия в экологических акциях.

Изучив психолого-педагогическую литературу, я преступила к работе. Мной был разработан план мероприятий.

Свою работу я разделила по направлениям.

Первое направление – это обогащение предметно-развивающей среды, необходимой для экологического воспитания детей.

В нашей группе оформлен уголок природы, где дети могут наблюдать, ухаживать и выращивать растения. Был создан огород на окне «Бабушкин огород», чтобы вовлечь детей в практическую деятельность культурных растений, развитию интереса к опытнической и исследовательской деятельности. Дети совместно с воспитателем посадили семена лука, чеснока, укропа, петрушки, пшеницы, салата, вместе ухаживали за растениями, проводили опыты, сравнивали.

Так же в группе есть уголок для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – тесно связано со всеми видами экологической деятельности. В первую очередь, с такими как наблюдение и труд. Очень важно, чтобы ребенок всё увидел сам, сам исследовал и составил свои впечатления. На опытах мы с ребятами исследовали свойства песка, глины, камней и др. Экспериментировали с водой: меняли цвет, замораживали, нагревали воду, фильтровали и выводы фиксировали в рисунках. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходили за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создали новый продукт – глиняную поделку, насыщенный запахами воздух, окрашенную воду и т.п.

Второе направление – работа с детьми.

Неделя добрых дел по отношению к природе. С детьми нарисовали плакаты: «Что такое доброта», «Радуга дружбы», воспитателями был организован «День ладошек», в детском саду был проведён всемирный день толерантности, выпустили с детьми стенгазету «Неделя добрых дел» с целью бережного отношения к живой природе, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми. Во время проведения таких мероприятий дети учатся работать в коллективе, сообща, учатся видеть красоту окружающего мира.

Уборка с детьми опавших листьев на участке. Труд в природе часто используется, как практический метод ознакомления дошкольников с природой. Дети с удовольствием убирали облетевшую листву, сгребали в кучу и складывали в мешки. От воспитателя дети узнали, что нужно тщательно убирать опавшую листву, потому, как опавшие листья – отличное место для зимовки вредителей — насекомых. В процессе таких трудовых поручений у детей формируется интерес к труду в природе, экологическое сознание.

Мною были проведены экологические праздники: «Лето красное пришло» «У солнышка в гостях» «День цветов» «В гостях у сказки», «До свидания лето» «Что у осени в корзинке» «В поисках сокровищ» «Осенние посиделки», Участие детей в таких мероприятиях позволяет воспитывать любовь к родной природе, к растительному и животному миру, способствует развитию умения видеть и слышать голоса природы, чувствовать её, соприкасаться к ней.

Третье направление – работа с родителями. Проведение экологических акций. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности.

«Аллея памяти» (приуроченная к празднику 9 мая) – это посадка кустарников на территории детского сада. Во время проведения акции дети узнали, что с каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. Ребятам захотелось помочь природе, они с большим интересом планировали посадку деревьев на территории детского сада, определяли места, где молодым саженцам будет комфортно расти. Дети с большим удовольствием помогали взрослым капать ямки, носить воду, придерживать саженцы.

Акция «Птичья столовая» – это самая важная ежегодная акция для детей и их родителей. С большим удовольствием и творчеством они изготавливают кормушки. Таким образом, дети не только помогают пернатым друзья пережить голодную зиму, но получают много знаний о птицах, их питании, образе жизни. Это замечательное традиционное мероприятие, хорошо развивает ребятишек, тренирует наблюдательность, внимание, память. Настоящими следопытами они стали, когда разбирались, какой именно птице принадлежат следы у кормушки.

«Ёлочка – зелёная иголочка» – это прекрасная пропаганда новой экологической традиции не срубать ель при подготовке и проведении новогодних праздников, а заменять их искусственными. В защиту елочек мы изготовили плакаты и листовки. Акция способствовала развитию интереса у детей, им захотелось узнать больше о хвойных деревьях. Дети узнали сколько лет растут деревья, о полезных свойствах ели, о важном ее значении для лесных обитателей.

Акция «Берегите воду» — привлечение внимания детей и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе, к проблемам загрязнения водоёмов. Благодаря проведённым мероприятиям дети научились бережно относиться к воде и экономить её ежедневно, как в детском саду, так и дома. А самое главное – это осознание дошкольниками того, что каждый несёт ответственность за сохранение окружающей среды. Заключительным этапом мероприятия была раздача детям листовок, которые они вручили своим родителям и родственникам.

Четвертое направление – социальное партнерство.

Мы постоянно сотрудничаем с библиотекой нашего села. Заведующая библиотекой организовывает для детей интересные экскурсии на темы «Путешествие по страницам красной книги», «Книжный город», «Знакомство с творчеством писателя В.Г. Сутеева», «Здесь живут книги», «Путешествие в страну читалию». С детьми организуются беседы по ознакомлению с природой, викторины, выставки детской литературы, просмотр презентаций, показ мультфильмов. Ребята с удовольствием рассматривают журналы, энциклопедии о растительном и животном мире. Путешествую по страницам «Красной книги» дошкольники узнали о редких животных, растениях нашего края, которые находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в охране.

Вместе с детьми мы приняли участие в региональных конкурсах: «Ника», «Родничок», «Зелёная Россия», «Престиж», «Прикоснись к природе сердцем», «Бережём планету вместе», «Серая цапля», «Гордость страны», «Глобус конкурс».

Конечными продуктами деятельности по экологическому воспитанию стали экологические выставки и экспозиции: «Воскресеновка – моя малая Родина», «Чудеса на грядке», «Зимнее настроение», «Покормите птиц зимой», «В экологию через сказку», «Мой любимый питомец», «Животные Сахалина», «Деревья Сахалина зимой», «Всемирный день домашних животных», «Весна идёт – весне дорогу», «День космонавтики», «Книжкина неделя». Они носят природоохранный характер, они информативны и познавательны, они имеют в первую очередь творческое начало. Во время подготовки дети узнают много нового и интересного, выставки и экспозиции служат прекрасным фоном для бесед и индивидуальной работы с детьми. Родители становятся активными участниками и помощниками.

А также совместно с детьми, родителями и воспитателями создан Музей «Природа родного края», в котором собраны семена растений, макеты, коллекции: «Необычные камни», «Забавные ракушки», «Шишки», фотографии животных, гербарии, поделки из природного материала, альбомы: «Лекарственные растения», «Птицы Сахалинской области», «Дикие животные родного края», экспонаты животных. Сейчас мои воспитанники уже выступают в музеи в роли экскурсоводов и рассказывают младшим детям о экспонатах, о том, как важно заботиться о живой природе, чтоб ее красота никогда не исчезла.

В результате проведенной мной работы дети научились заботиться о животных и растениях, знают, как вести себя в природе, умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. В процессе экологического воспитания дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовали себя ученым и первооткрывателем.

Для развития познавательных способностей детей через экологические воспитания мной были использовать такие формы работы: наблюдение, труд в природе, экскурсии, организованная образовательная деятельность, беседы, экспериментирование, экологические акции, участие в конкурсах, чтение художественной литературы.

Таким образом, развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экологическое воспитание в нашем детском саду ведется целенаправленно и систематически. В результате можно сделать вывод об эффективности используемых мной форм и методов работы, о непрерывной взаимосвязи экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности, а также сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению помогает обеспечить развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год