Конспект комплексной НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Планета Земля в опасности» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Матявина Елена Александровна | |||
14.12.2021 21:25 | |||
Конспект комплексной НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Планета Земля в опасности» Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности Вид занятия: комплексное Общая дидактическая цель: Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека. Триединая дидактическая цель: Образовательный аспект: расширять представление детей о планете Земля, её экологических бедствиях; Развивающий аспект:: формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка (понимать, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды).
Воспитательный аспект: Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, стремление заботиться об окружающей среде, вносить свой посильный вклад в дело предупреждения гибели нашей планеты; Материалы и оборудование: Использование ИКТ (презентация «Земля – наш общий дом», мультфильм «Валли на мусорной свалке», глобус, флажок с надписью «SOS», альбом «Правила поведения в природе», контейнеры для сортировки мусора, мусор (пластик, стекло, бумага). Ход ООД: Воспитатель. Ребята, я думаю вы согласитесь со мной что каждый новый день надо начинать с хорошего настроения, чтобы настроение было хорошим, возьмемся за руки, улыбнемся, передадим друг другу искорку тепла и любви. Давайте поздороваемся. Психологическая разминка. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы Встанем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель. Теперь присаживайтесь на ковёр Чтение стихотворения Наш дом родной, наш общий дом- Земля, где мы с тобой живём! Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря - Всё называется Земля! А если в космос ты взлетишь, То из окна ракеты Увидишь шар наш голубой, Любимую планету! (И. Петросян) Работа с глобусом. Воспитатель. Что такое – глобус? Дети. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз, так наша планета Земля выглядит из космоса. Воспитатель. А какие еще планеты вы знаете? Дети. Венера, Марс, Меркурий, Сатурн… Воспитатель. Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Наша планета — это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. А почему нашу планету называют голубым шаром? Дети. Потому, что большую часть поверхности Земли покрывает вода. Воспитатель. Земля – это не только вода, но и суша. Это огромные материки: Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. Где живут звери, птицы, где растут деревья, цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни. Воспитатель. Сейчас проведем блиц-опрос, ответьте, пожалуйста, на вопросы: Кто живет в морях и океанах? А на суше? А где на земном шаре живем мы с вами? Как называется наша страна? Как называется наш посёлок? Республика? Столица? Ребята, мы все: люди, животные, растения – жители Земли. Что необходимо всем живым существам на Земле? Дети. Тепло, солнечный свет, свежий воздух и чистая вода. Воспитатель. Посмотрите на флажок, что здесь написано? Что обозначает надпись SOS? Дети. SOS – это сигнал бедствия, призыв о помощи. Воспитатель. Оказывается наша планета Земля в опасности! На ней много больных мест! Она просит помощи! Дети читают стихотворение 1. Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он как живой. И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!» 2. В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: «Ты сбереги нас, сбереги!» 3. Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я реки: «Ты сбереги нас, сбереги!» 4. Остановил олень свой бег, Будь человеком, человек! В тебя мы верим –не солги: «Ты сбереги нас, сбереги!» 5. Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!» (Е. Шкловский) Воспитатель. Ну, а теперь о самом важном: Взглянуть на нашу Землю страшно. Вода мутнеет с каждым днем. А воздух! Сколько грязи в нем? Когда-то чистый, голубой. Теперь он грязный и больной. Погибнуть может все живое Земля, что сделали с тобою? – Воспитатель. Почему так происходит? Кто и как загрязняет нашу планету? Дети. Люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо из труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Просмотр презентации «Земля – наш общий дом» Воспитатель. Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? Как же мы с вами можем помочь нашей планете? Заботиться о ней, беречь её. Надо научиться любить природу, понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Предлагаю найти и посмотреть значение слова «экология» в словаре иностранных слов. Экология – это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т. е на планете Земля. Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. А вы, дети, хотите сохранить красоту нашей планеты и стать юными защитниками природы, юными экологами? (Да.) Физкультминутка. Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох) Прочь прогоним лень и скуку, (Одна прямая рука вверх, другая вниз). Разомнем сначала руки. (Резкими движениями поменять руки). Покрутили головой, (Вращение головой в одну и другую сторону). И усталость вся долой! Раз – два, три, четыре, пять, Шею надо разминать. Встали ровно. Наклонились. (Наклоны вперед и назад). Раз – вперед, а два – назад. Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. Воспитатель. Конечно, вы еще малы и не все можете. Но есть то, что вам под силу. Мы с вами сделали альбом «Правила поведения в природе» Вспомните правила поведения в природе, которые необходимо соблюдать. Дети. Не разорять птичьи гнезда, муравейники, не подходить к ним очень близко, не ломать ветки, не шуметь в лесу, не кричать, не разжигать костры в сухую погоду, не оставлять их без присмотра, не оставлять мусор, не рвать цветы, а сажать их. Можно сделать кормушки для животных и птиц, а ловушки и рогатки – нельзя и т. д. Воспитатель. Ещё раз вспомним и закрепим эти правила и поиграем в игру. Правила ее таковы: на хороший поступок – хлопаем, на плохой – топаем. Дидактическая игра «Если я приду в лесок». Если я приду в лесок и сорву ромашку? Если съем я пирожок и выброшу бумажку? Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? Если ветку подвяжу, колышек поставлю? Если разведу костер, а тушить не буду? Если сильно насорю и убрать забуду? Если мусор уберу, банку закопаю? Я люблю свою природу, я ей помогаю! Воспитатель. Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм «Валли на мусорной свалке». Воспитатель. Как вы думаете, что хотел сказать нам Валли? Дети. На Земле очень много мусора. Воспитатель. Совершенно верно! Мусор – это проблема всей Земли! Как вы считаете, что может оказаться мусором? Предполагаемые ответы детей: Воспитатель. Лучше всего собирать мусор и сразу же его сортировать. Как известно, в 2017 году в России прошёл год экологии и особо охраняемых природных территорий. Что каждый из нас способен сделать на бытовом уровне? Каким образом? Очень просто – нужно приучить себя к раздельному сбору мусора. Во многих городах уже практикуется раздельный сбор и я очень надеюсь, что в ближайшем будущем у нас в посёлке появятся контейнеры для раздельного сбора мусора. Предлагаю поиграть в игру (пластик, бумага, стекло) Дидактическая игра «Сортировка мусора» Воспитатель. Чтобы в дело шли отходы для спасения природы, приглашаю всех в мастерскую, где мы будем превращать обыкновенные одноразовые пластиковые ложки в прекрасные цветы, небывалой красоты, которые подарим нашим дорогим мамочкам в день 8 Марта. Продуктивная деятельность. Песенка друзей Ничего на свете лучше нету, Чем беречь любимую планету, Чтоб деревья землю украшали, Чтоб цветы повсюду расцветали. Мы свое призванье не забудем - Помогаем птицам, зверям, людям. Мы хотели б, чтобы птицы пели, Чтоб леса красивые шумели. Пусть цветет цветочная поляна, Вырастают сосны – великаны. Будет чистым небо голубое, В этом мире мы нужны с тобою! Самоанализ занятия Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строится на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.) Целью данного занятия является: объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры. Матявина Елена Александровна, Воспитатель, Структурное подразделение «Центр развития ребёнка -детский сад № 14» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида», Рузаевского муниципального района, г. Рузаевка
|