Направления работы по экологическому воспитанию в младшей группе ДОО |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Лаврова Алеся Александровна | |||
13.12.2021 15:01 | |||
Направления работы по экологическому воспитанию в младшей группе ДОО Лаврова А.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка» Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых — помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.
В младшей группе постоянно проводится работа с детьми по экологическому воспитанию, где я формирую представление детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их, не нанося им вред. Объясняю детям, что рвать растения и есть их нельзя, потому что они живые, им больно. Эффективно использую следующие методы и приемы: 1. Наблюдения:
Осень — похолодало, деревья пожелтели, опадают листья; Зима – холодно, идет снег, лед скользко можно упасть; Весна – потеплело, тает снег, появились лужи, травка, насекомые, набухли на деревьях почки; Лето — яркое солнце, жарко, летают бабочки. 2. Дидактические игры: «Узнай по картинке домашних животных» (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) их детенышей и назови их; «Узнай по картинке диких животных» (заяц, медведь, лиса, волк и т. д.); «Что как плавает?»; «Узнай какой овощ?» различать овощи по внешнему виду (помидор, огурец, морковь и т. д.); «Узнай какой фрукт?» различать фрукты (яблоко, груша, банан и т. д.). 3. Подвижные игры: например, «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик» и т. д. 4. Целевые прогулки. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Широко использую прогулки для экологического воспитания детей. В младшей группе создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом решения задач по экологическому воспитанию. В группе имеется уголок природы, состоящий из:
В группе имеется соответствующая возрасту художественная литература:
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводится беседа, ответы детей на вопросы. Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями:
Также еще одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Также ведется работа по экологическому воспитанию с родителями. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем традиционные формы: родительские собрания «Значение игр в познании окружающего мира»; «Воспитание добрых чувств в процессе ознакомления с природой», консультации «Малыш познает мир», «Потешки, стихи для детей по экологическому воспитанию, «Играю- значит живу», беседы, индивидуальные беседы. Таким образом, я постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию окружающего мира. Только мы, в тесном сотрудничестве с родителями можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут основой, тогда мы можем быть спокойней за будущее природы и окружающего мира. Экологическое воспитание дошкольников — приоритетное направление в работе нашего детского сада.
|