Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Змейкова Наталья Анатольевна, Щепина Юлия Васильевна | |||
01.11.2021 09:47 | |||
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяется все больше внимания. Причиной этого выступают безграмотная, неправильная с экологически точки зрения, расточительная деятельности человека в природе, ведущая к нарушению экологического равновесия. Неслучайно работа с родителями по экологическому воспитанию детей является одним из неотъемлемых направлений работы дошкольного учреждения. Именно семья является фундаментом, на котором формируется личность, закладываются основы культуры отношений как с окружающим миром в целом, так и с миром природы в частности.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в трех направлениях: Педагог-родитель Педагог-ребенок-родитель. Ребенок — Родитель В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. В нашем детском саду проводятся групповые тематические родительские собрания во время проведения которых стараемся реализовать принцип партнерства, диалоги и общение происходят в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей. На семинарах и семинарах-практикумах родители и воспитатели делятся практическим опытом по вопросам экологического воспитания детей. В своей работе используем следующие индивидуальные формы работы: беседы индивидуального характера, а также коллективные беседы и консультации, например, «Задачи экологического воспитания ребёнка в семье», «Экологическая азбука малышам», «Правила поведения в природе». Важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление стендов, папок-передвижек, буклетов, экологических газет на различные темы. Еще одной из эффективных форм сотрудничества с родителями является организация творческих конкурсов и выставок семей воспитанников. Участвуя в совместной работе, дети чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей. А родители ощущают ответственность перед ребенком, поскольку не могут подвести его и оставить без внимания организуемую в дошкольном учреждении выставку. Многие выставочные работы долгое время украшают уголки природы, интерьер групповых комнат. Увлекательное трепетное отношение к природе формируется через проектную деятельность. Вовлечение родителей в проекты экологической направленности решает задачи формирования экологической компетентности и природоохранной деятельности в деле воспитания детей. Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней.
|